18 августа 2015

15 мест, которые нужно изменить в Одессе

МАЯК попросил экспертов выбрать три локации (объекта), которые они бы хотели изменить в городе. Поскольку рассматривать необходимость перемен можно с разных позиций, мы выбрали туристическую привлекательность города как отправную точку для выбора экспертов. Ответы получились разными – от благоустройства газонов до реализации масштабных проектов, требующих миллиардных затрат. Итак, 5 спикеров, 15 мест, что вышло – читайте в материале. 

Дом Руссова – безоговорочно

ar5

Стефан Гуртовой, архитектор 

1. Дом Руссова назову безоговорочно. Реставрация, консервация – что угодно, лишь бы его не снесли. 2. Куликово поле. Ввиду произошедших трагических событий и пустынности большего пространства возле вокзала, это место нужно ресоциализировать и наполнить другими смыслами. Его нужно вернуть городу. 3. Летний театр в Городском саду. Огромный кусок площади в самом центре Одессы пустует. Нужно вернуть функции этому пространству.

Безымянный-2

Железнодорожные подъезды, газоны и парковка

ar1

Михаил Мейзерский, журналист, Happy Misto 

1. Железнодорожные подъезды к Одессе. Такого ужаса я не видел ни в одном городе Украины. Какие-то гаражи, заброшенные предприятия, венец – это станция Поездная, где расположены корпусы завода “Краян”. Ты въезжаешь – видишь полную разруху и даже не понимаешь, что уже находишься в городе-миллионнике, центре туризма Южной Украины. 2. Удручают особенности местного благоустройства. Яркий пример – подсолнухи на Соборной площади. Они выглядят совсем не аккуратно. Можно еще вспомнить розы на Греческой площади или газоны в Отраде: бесформенно и хаотично. В сравнении с городами западной, центральной и восточной Украины дела с газонами у нас обстоят хуже. 3. Вечная проблема – “уживаемость” пешеходов и автомобилистов. Туристам и жителям города тяжело передвигаться центром Одессы из-за обилия припаркованных машин. Наиболее остро проблема ощущается на прилегающей к Екатериненской площади одноименной улице. По образцу Львова можно сделать этот участок пешеходным, полностью освободив от транспорта. Безымянный-2

Музеи – наше все

ar2

Антон Яроцкий, Институт города

1. Музей Морского флота. Он находится в очень важном, привлекательном для туристов месте. Необходимо насытить его правильной экспозицией и идеологией. Тогда в город придет более “осознанный” турист. 2. Воронцовский дворец. Жемчужина нашей архитектуры, которая находится в стратегически важном месте. Сейчас дворец никак не задействован. Он выпал из  исторического контекста Одессы. А ведь он может стать музеем города. 3. Целая сеть музеев – Археологический, Художественный или Восточного и Западного искусства. Необходима системная работа для их интеграции в культурную жизнь города. Безымянный-2

Исторический центр и торговый порт

ar3

Юрий Никитин, общественник, Генеральный протест

1. На мой взгляд, на первое место в списке назревших изменений следует поставить торговый порт. Исторически сложилось так, что он сегодня находится в самом сердце города. Эта часть города сегодня несет презентационные, туристические и административные функции. Кроме того, это исторический ареал, часть которого, в непосредственной близости от порта, номинируется в список всемирного наследия ЮНЕСКО. С другой стороны он соседствует с большим рекреационным массивом, простирающимся от Ланжерона в сторону Дачи Ковалевского. Ну и с третьей – с деградирующей промзоной.

В настоящий момент у порта осталось два пути развития, которые не будут вредить туристическим и курортно-рекреационным функциям: либо в море, либо на Пересыпь. До настоящего времени портовое лобби успешно “продавливало” первый путь, хотя он меньше пригоден для развития, т.к. увеличиваться должна не только причальная линия и площади складов, но и обслуживающая его сухопутная транспортная инфраструктура. Как это сделать, не “убивая” центр, не понятно.

Торговый порт следует из центра выносить. Коль скоро вопрос был задан только в контексте туристической привлекательности, оставим в стороне вопрос – куда. Здесь интересно сказать о том, что видится на его освобождающихся площадях. Пассажирский порт при этом остается на своем месте и приехавшие туристы попадают сразу в сердце Одессы. А на площадях между Морвокзалом и Ланжероном мне бы хотелось видеть марины. При этом от Таможенной площади и восстановленного Карантинного спуска начиналась бы пешеходная зона, общественное пространство с большим количеством маленьких заведений.

2. “Средний” турист, посещающий сегодня Одессу, – это человек, остающийся здесь на двое-трое суток, а нередко лишь на один вечер, который он проводит в каком-либо клубе. Такая модель не может приносить городу сколько-нибудь существенный доход и не способствует развитию.

Главный фактор, который способен задержать здесь туристов на 10-20 дней – это пляжи. Конечно, это туризм сезонный. Чем доступней будут пляжи – и в плане просто входа, и с финансовой точки зрения – тем больше будет приезжать “пляжников” и тем больше времени они будут в городе проводить. Для начала, надо освободить пляжи от всей инфраструктуры, не связанной непосредственно с рекреацией. Для клубов и ресторанов полно других мест. При этом или мы имеем ресторан (в другом месте) и пляж, или только ресторан, вместо пляжа. Для меня выбор очевиден.

Далее: половина наших пляжей не востребована не только отдыхающими, но даже арендаторами. Это происходит от плохой транспортной и пешей доступности. Необходимо обеспечить комфортный спуск с плато в большем количестве мест. Мне бы хотелось, чтоб каждый переулок от Французского бульвара к морю заканчивался комплексом, состоящим из лифта и лестницы, устроенной пологими траверсами. Лифты эти могут быть разными, но они должны быть архитектурно привлекательными и служить так же и смотровыми площадками. Ну и конечно восстановить площади пляжей.

Парк “Юбилейный” надо оснащать в первую очередь парковой инфраструктурой. Приморской части Французского бульвара – вернуть функцию “улицы пансионатов”, прекратив “убивать” ее жильем.

3. Исторический центр. Опять же, исторически, центр города сегодня несет функции, которые не способна выдержать ни его транспортная инфраструктура, ни его архитектура. Получилось так, что большинство деловой и административной активности сконцентрировано в центре. Это приводит к тому, что “тяготение” бизнеса и жилья в центр только возрастает и ситуация лишь ухудшается.

Необходимо переориентировать административную и деловую активность из центра на границу Молдаванка-Слободка. Этому будет очень способствовать дорога Север-Юг, но, возможно, понадобятся и дополнительные усилия для выноса туда учреждений, нахождение которых в центре не критично. Используемые ими в настоящий момент исторические здания прекрасно приспосабливаются под небольшие гостиницы, магазинчики, лавочки, кафе, а также под, опять же, небольшие офисы.

В отношении центра нужно ввести правило: много маленьких вместо одного большого. Также в центре должен быть приоритет общественного транспорта перед личным и приоритет пешеходных зон перед пространствами для транспорта.

Безымянный-2

Искусственный остров, “Климовский квартал” и Соборка

ar4

Владимир Мещеряков, архитектор, начальник управления охраны объектов культурного наследия ОГА

1. В 2009 году мы предложили проект строительства свайного острова “Византия” в Одесском заливе. Создание искусственных территорий на землях водного фонда – мировой тренд, актуальный для привлечения крупных инвестиций и качественного изменения туристических потоков. “Византия”, как многофункциональный рекреационный комплекс, воссоздающий в миниатюре исторический центр города, может стать визитной карточкой не только Одессы, но и Украины.

2. “Климовский” квартал – одна из первых картинок, которую видят гости города, перешагнувшие порог железнодорожного вокзала. Согласитесь, впечатления от увиденных руин – не самые приятные. А ведь Привоз – это один из символов Одессы. Для исправления удручающей ситуации в 2012 был разработан проект этно-квартала “У Привоза”. Его реализация поможет сохранить масштаб и колорит застройки квартала с тем же, характерным для конца XIX- начала XX века, декором.

3. Ну и, наконец, Соборная площадь. Здесь нужно навести порядок – реставрировать, а не сносить, как планируется, Дом Руссова и Дом Либмана, отремонтировать фасады других зданий в ареале площади, провести благоустройство.

Михаил Кушнир

Комментарии