Проект дома разработал архитектор Ростислав Метельницкий в 1980 году. По задумке, Николай Головань мог на свое усмотрение украсить здание барельефами и скульптурами. Начав, он уже не смог остановиться.
Все представленные работы выполнены в различных стилях и временами далеко не совершенные. Среди готовых скульптур можно увидеть обломки, фрагменты, наброски лиц или морд, отдельные части тел. Некоторым изваяниям несколько десятков лет, и они утратили свои черты под дождем и солнцем, а некоторые — совсем свежие.
Работы автора здесь везде: во дворе, на ступеньках, на крыше и в окнах. Даже забор сделан из скульптур. Они стоят в воротах, за ними и на соседней улице. В доме Голованя много персонажей из мифов, например, Атлант и Фемида. Рядом с ними стоят Иисус, Богоматерь, апостолы, ангелы, а также львы, рыцари, монахи, князья, короли и совсем непонятные фигуры. Всего Головань создал и установил около 500 скульптур.
Под крышей дома можно увидеть изображение самого автора, его жены, дочери и сына. Барельеф весит полтонны и изготовлен из зеленого песчаника. Свой дом мастер любя зовет «хата-вернисаж», а на название «дом с химерами» — обижается.
Николай Головань окончил училище прикладного искусства во Львове. Там он всерьез увлекся скульптурой. Первые работы Николай поставил в доме отца, но строение снесли, и семья получила «хрущевку».
С тех пор Головань мечтал о своем доме. В 70-х он создал 22 скульптуры для парка имени Леси Украинки в Луцке, деньги за них брать отказался и попросил вместо них землю под строительства. Так Головань получил участок в историческом центре, на котором разместил свою мастерскую, а затем и дом.
Головань всю жизнь много работал, искусство не всегда приносило доход. Приходилось даже наниматься грузчиком: скульптор легко поднимает тяжести. Благодаря этому одно время он даже работал в цирке.
Со временем Головань стал знаменитым в Луцке и смог посвятить все время любимому делу. Шесть лет назад скульптор тяжело заболел, врачи пророчили инвалидность. Но Николай Головань победил болезнь, и с тех пор закаляется: в любую погоду утром и вечером купается в холодном Стыре, который протекает прямо под домом.
Сейчас скульптор работает не так много, как раньше, недавно он сделал памятник отцу режиссера Олеся Санина, который снял украинский фильм о Голодоморе «Поводырь».
Николай Головань считает, что прожил хорошую жизнь. «Есть время разбрасывать камни, а есть время собирать, — говорит он, — я вот собираю».
Все фото — «Галерея мистецтв», Ukraїner.