01 ноября 2019

В Одессе предлагают построить High Line, как в Нью-Йорке. Что не так?

Несколько дней назад в группе «Ассоциация архитекторов Одессы» на Facebook сделали репост проекта транспортно-пешеходной эстакады Seagulls promenade. Эстакада выглядит как монорельс вдоль всего побережья — это решит проблему общественного транспорта. Также у нее есть пешеходная часть — ее описывают как «бульварный комплекс протяженностью около 14 километров».

Фото здесь и следующие — страница Татьяны Габерстро на Facebook

Фото здесь и следующие — страница Татьяны Габерстро на Facebook

Авторы концепции считают, что Seagulls promenade может стать самым прогрессивным инфраструктурным проектом Одессы и «позволит получать удовольствие от передвижений по городу». По замыслу создателей, эстакада будет длиться от Приморского бульвара до 16-й станции Большого Фонтана. Выйдя на любой станции монорельса, человек попадает в зеленую или пляжную зону. Очень странно, но с помощью Seagulls promenade предлагается не только привлечь туристов, но и укрепить грунт и создать дополнительные парковочные места возле моря. 

Image Title
Image Title

Заместитель председателя Ассоциации архитекторов Одессы Николай Чепелев считает, что кроме красивой картинки концепция любого сооружения должна иметь определенные обоснования. В данном случае  они сомнительные. 

«На концепцию авторов вдохновил нью-йоркский парк High Line. Тут стоит прояснить: High Line – пешеходный линейный парк, созданный на существующей железнодорожной эстакаде вместо ж/д путей в условиях плотной городской застройки и отсутствия зеленых зон. В нашем случае предлагается построить эстакаду для создания пешеходного линейного парка на территории, свободной от застройки и занятой пешеходным линейным парком. Вопрос один: зачем?» — объясняет Чепелев. 

«Seagulls promenade задаст единую генеральную схему развития плановой застройки прибрежной зоны… Главным преимуществом проекта является невозможность хаотической застройки  созданной зеленой зоны», — сообщается в презентации концепции. Учитывая, что эстакаду предлагают провести над Трассой здоровья, возникает вопрос: почему зеленую зону нельзя оставить просто зеленой, без очередного строительства над ней.

Image Title
Image Title
Image Title

«С каких пор у прибрежной зоны появилась схема застройки? То есть я правильно понимаю, что проблему стихийной застройки нужно решать не путем ее запрета или жесткого контроля, а путем создания единого композиционного образа? Мол, нельзя бороться с тем, что делается, так хоть красиво пусть будет. Спасибо, нет. Экономическое обоснование концепции вообще за рамками понимания. Один из аргументов — запущенность парковой территории Трассы здоровья. Очевидно, что за 5% бюджета этой эстакады из Трассы здоровья можно сделать «конфету» со всеми рекреационными функциями, заложенными в концепции», — говорит Николай Чепелев. 

Пока что Seagulls promenade — это просто один из многих абстрактных проектов по улучшению Одессы. По возможностям реализации он где-то ближе к идее построить космопорт, нежели закончить скоростной трамвай «Север-Юг» — ведь даже ради проекта на основе уже существующей инфраструктуры Одессе понадобилось брать кредиты и ждать годы. 

Комментарии