Свою службу Эстер Пол начала с борьбы против оспы, коклюша и туберкулеза, которые она называла «величайшим злом». Но летом 1907 года ей предстояло справиться с еще более опасным противником — надвигающейся эпидемией бубонной чумы.
Считается, что болезнь попала в США из Китая. Первая вспышка случилась на Гавайях в 1899 году среди иммигрантов — тогда чиновники поместили на карантин 10 тысяч жителей китайского квартала. Когда болезнь просочилась за пределы зоны изоляции, дома азиатов просто сожгли. Это было жестокой мерой, но помогло предотвратить эпидемию чумы.
Борьба с заболеванием стала идти вместе с расизмом: власти штатов подозревали в распространении чумы исключительно китайцев. Когда в 1900 году инфекция появилась в Сан-Франциско и от нее умер белый мужчина, чиновники, не дожидаясь медицинской экспертизы, заблокировали китайский район: 25 тысяч человек оказались в ловушке. Меры были настолько жесткими, что в поселение даже не завозили еду.
Хотя жизнь города зависела от китайских рабочих, богатые американцы успокаивали себя тем, что не заразятся. Чуму воспринимали как болезнь определенных национальностей и рас, а именно — азиатов. Считалось, что они рискуют заразиться, потому что едят рис. Якобы в организме не было достаточно белка, чтобы справиться с чумой.
Хотя бактерии, вызывающие бубонную чуму, были идентифицированы еще в 1894 году, медики все еще не понимали, как болезнь распространяется. На рубеже XIX и XX веков люди верили, что чума витает в воздухе и передается от человека к человеку. На самом деле, основной путь передачи бубонной чумы — от блохи и крыс к человеку. От человека к человеку передается легочная чума.
Подход Эстер Пол к противодействию чуме был очень прогрессивным для того времени. В Портленде врач выстроила целую стратегию предотвращения эпидемии: она строилась не на расизме, а на борьбе с реальными переносчиками чумы — крысами и блохами.
«На протяжении большей части человеческой истории ни у одного города не было шансов против чумы, потому что они думали, что ее причиной являются грех или иностранцы», — писала в начале ХХ века Мерили Карр, она освещала борьбу Эстер Пол против чумы.
В сентябре 1907 года Пол вместе с фотографами и журналистами осмотрела береговую линию города. Там она обнаружила груды гниющего мусора и сточные воды — идеальное место для чумных крыс. В местном журнале «Орегон» сразу же вышел материал под названием «Угроза здоровью города». Портленд был одним из крупнейших мегаполисов на побережье, в нем жило около 200 тысяч человек — поэтому СМИ нужны были для того, чтобы привлечь как можно больше внимания к причинам чумы. По данным журнала, только после их статьи большинство торговцев на набережной были готовы выполнить любой приказ, чтобы побороть чуму — при этом в Портленде еще никто даже не заболел.
После рейда Эстер Пол выступила в мэрии и призвала чиновников навести порядок на побережье. Женщина предложила убрать мусор, более тщательно защищать пищу и нанять крысоловов. Городской совет удовлетворил ее просьбы и выделил 1000 долларов финансирования. Сейчас идеи Пол кажутся нам обычными, но в начале ХХ века врачу пришлось убеждать политиков следовать ее советам, а не продолжать слепо обвинять китайцев.
Также Пол предложила платить каждому жителю Портленда по 5 центов за живую или мертвую крысу, которую они смогут поймать и принести в крематорий. Эстер Пол подчеркнула, что убивать крыс — это гражданский долг как для бедных, так и для богатых.
В декабре 1907 года в Портленде не было зарегистрировано ни одного случая заболевания — это был единственный город на западном побережье, где не случилась вспышка чумы. Хотя Эстер Пол как женщина даже не имела в США права голоса, но именно она смогла предпринять действия, спасшие город от вспышки чумы. Именно ей удалось объединить политиков, работяг, богатых и бедных, чтобы не допустить эпидемии.