mayak

«Отдадим Морвокзал городу»: в Одесском порту готовы создавать общественное пространство

14.02.2017

НОВОСТИ

Обсуждая перспективу выноса Одесского порта подальше от места его нынешнего расположения, участники дискуссии в Impact Hub Odessa узнали о вполне конкретном предложении портовиков, рассчитанном на относительно скорое будущее.

Морвокзал 2016

В порту считают, что пассажирский комплекс может стать привлекательным общественным пространством. Правда, пока нет решения проблемы гостиницы «Одесса», закрытой уже несколько лет

В субботу в Hub прошло заседание городского клуба «Одесса. Стратегия 2050», темой встречи был вопрос переноса порта из центра Одессы. Сразу стоит сказать, что идеи, о которых шла речь на встрече, изначально рассчитаны на воплощение в перспективе десятков лет, о чем говорит название клуба. В рамках такой далекой перспективы представил свой доклад архитектор Владимир Халин.

Архитектор заявил, что если нынешние тенденции развития порта сохранятся, то Одессе грозит перспектива стать не приморским, а припортовым городом: порт, когда-то ставший основой роста и богатства Одессы, может задушить сам город и лишить его перспектив.

16244502_711511935684684_417720717_n-600x399

Архитектор привел ряд примеров зарубежных портов, которые в результате реновации стали привлекательными общественными пространствами. На фото — порт города Осло (Норвегия)

Владимир Халин указал на то, что в последние десятилетия в мире стала четкой тенденция выноса технических мощностей порта подальше от городов, — на насыпные территории в море либо на отдаленные участки побережья (бухты). Такой шаг освобождает важную для городов часть побережья, в которой, как правило, после реновации успешно развивается самый разный (не только рекреационный) бизнес, принося прибыль муниципалитету и горожанам.

16711589_1881501548803532_2586349308078943595_n

Из материалов выступления Владимира Халина

Речь идет о портах Барселоны, Амстердама, Иокогамы, Мельбурна, и еще десятках приморских городов по всему миру, в том числе в развивающихся странах, например, африканских – где осознали выгоду от такого выбора. Кстати, в портах, которые пошли по такому пути, успешно развивается круизный туризм, отметил Владимир Халин.

Следующий спикер, эксперт по развитию транспортной отрасли Юрий Мельник, подчеркнул, что тщательное планирование развития такого комплекса, как порт, крайне важно, поскольку цена ошибки здесь чрезвычайно высока.

44

Из презентации задания для будущего проекта социального пространства на Морвокзале от АМПУ

С Владимиром Халиным относительно будущего Одесского порта не согласился другой докладчик, заместитель председателя Госпредприятия «Администрация морских портов Украины» (АМПУ) по логистике Вячеслав Вороной. Он заявил, что порт занимает всего 5 км из нынешней 30-километровой береговой линии Одессы (тут ему возразили, что это самые важные 5 км), и руководство порта не планирует его «расползание» вдоль моря. Более того, он подчеркнул, что в результате снижения грузопотока на территории Одесского порта есть немало уже или потенциально свободных площадей, которые можно использовать для реновации. Важно и то, что В. Вороной заверил: в порту уже нет и не будет вредных с точки зрения экологии грузов – руды, угля, химикатов.

25

Мероприятия, которые планирует развивать АМПУ на Морвокзале, и так там проводятся, но довольно редко в последнее время. Некоторые вообще уверены, что пассажирский комплекс сейчас мертв.   

Сейчас основные грузопотоки, которые целенаправленно развиваются в Одесском порту – перевалка зерна, контейнеров и круизный туризм. И если с последним все печально, по независящим от города причинам (война на востоке, оккупация Крыма), то другие продолжают расти — особенно перевалка зерна, — не мешая возможной реновации порта и превращению части его территории в новое общественное пространство.

В частности, Вячеслав Вороной рассказал о том, что в порту уже готовятся к переменам, которые должны сделать Морвокзал по-настоящему привлекательным общественным пространством Одессы. И эти перемены предусматривают тесное взаимодействие с городской властью:

«Давайте отдадим Морвокзал городу, и через год-два увидим, насколько это будет востребовано. В случае успеха этого проекта возможно выделение еще ряда зон в порту».

В ожидании дождя пейзаж Морвокзал (10)

В. Вороной рассказал о проекте национального архитектурно-дизайнерского конкурса, инициированном АМПУ. В результате этого конкурса пространство пассажирского комплекса (Морвокзала) должно наполниться новым содержанием: здесь появятся образовательно-культурный центр, рестораны и фуд-корты, зоны отдыха и смотровые площадки – то есть, Морвокзал должен стать оживленным общественным пространством.

В ходе дискуссии один из участников высказал мысль о том, что в ходе нынешних работ по обустройству парковых зон на склонах под Приморским бульваром следовало бы построить эстакаду, соединяющую будущие парки и Морвокзал. Многим эта мысль понравилась, хотя, по общему мнению, это – почти фантастика в нынешних условиях.

перебивка

Подводя итог встречи, модератор Александр Доброер отметил, что участники дискуссии значительно больше узнали о проблеме взаимоотношений «порт – город», и хотя работа клуба «Одесса. Стратегия 2050» не рассчитана на плоды в ближайшем будущем, нынешняя встреча принесла информацию о конкретных шагах, намечающихся в порту в скором времени.

Поделиться

возможно, вас заинтересует

3 комментариев

Александр 15.02.2017  11:22

И не суйтесь в порт со своими «новациями». Оставьте их для других стран. Жизнь на территории морского вокзала в советские времена бурно гудела, невзирая на невероятную загруженность порта и наличие круизных судов. Причина мертвой территории совершенно в другом.

Проекты Общественного бюджета Одессы: механизм и первые результаты - Новости Одессы 23.06.2017  16:32

[…] прибрежной территории в историческом центре» (о проекте выноса грузового порта Маяк ранее рассказывал) и Архитектурная школа соучаствующего проектирования […]

Експерти Світового банку порадили Одесі створювати «Розумний порт» і позбавлятися від «брудних» вантажів - Новости Одессы 17.08.2017  14:28

[…] архітекторів Одеси» Володимиром Халиным на одному з засідань міської експертного клубу «Стратегі…. Правда, у доповіді архітектора йшлося і про більш […]



Оставить комментарий: