mayak

10 героев мировой литературы и их одесские прототипы

07.08.2015

ИНФОГРАФИКА

Имя для своего героя Ян Флеминг позаимствовал у орнитолога Джеймса Бонда, потому как нуждался в чем-то простом и нейтральном. Идеального прототипа не существует: герой произведения, даже документального, — это всегда целый набор образов. Тем не менее, существует целый ряд персонажей, в создании которых «поучаствовали» одесситы.

бонд

После публикации первой книги — «Казино «Рояль» — Флеминг рассказал коллеге по «Sunday Times», что интерес к написанию романа появился у него после того, как он прочёл во время войны в архиве разведывательной службы о приключениях Сиднея Рейли.

«Ни один другой шпион не обладал такой властью и таким влиянием, как Рейли», — говорилось в популярной книге, посвященной истории английской разведки. Ас британской разведки или выдающийся авантюрист — в биографии Рейли огромное количество белых пятен, и попытки биографов описать его жизнь зачастую превращаются в поток догадок. По наиболее вероятной версии, Рейли родился в марте 1874 года в Одессе, в еврейской семье, и при рождении звался Зигмундом или Самуилом Розенблюмом.

Почему покинул Одессу — неизвестно, сам Рейли излагал две версии: политические преследования из-за участия в марксистском кружке или семейный конфликт. Так или иначе, Зигмунд Розенблюм сменил много стран, пробовал себя в бизнесе, нанимался на различные работы, а в Бразилии познакомился с агентами британской разведки. Так началась его служба — в картотеке британской разведки Рейли обозначен как S.T.-1.

Он взял фамилию своей первой жены-ирландки и стал работать под видом крупного бизнесмена, имеющегося связи в Европе, России и Азии. Жен, кстати, у одессита было пять (по неполным данным), и легенда гласит, что ни с одной из них он не развелся, а на обвинения в многоженстве утверждал, что проповедует ислам.

За свою «карьеру» Рейли успел продать японцам план Порт-Артура, что весьма повлияло на ход русско-японской войны, стать посредником в вопросах поставки оружия для нужд русской армии из США во время Первой мировой, спланировать известный «заговор послов» против большевистской власти, поработать представителем союзников при ставке генерала Деникина и побыть консультантом Уинстона Черчилля. Согласно более-менее официальной версии, Сидней Рейли был расстрелян «советами» 5 ноября 1925 года. Впрочем, есть и другие версии — одни о перевербовке, а другие о спасении из рук чекистов в духе авантюрного романа. Каковым, впрочем, и была вся жизнь Зигмунда Розенблюма.

суок

В книге «Три толстяка» Суок — это имя, а в жизни — фамилия, причем не одной девушки, а сразу трех. Жизнь писателя Юрия Олеши удивительно переплелась с жизнью трех сестер Суок, дочерей австрийского эмигранта, осевшего в Одессе.

Старшая, Лидия, стала женой его близкого друга Эдуарда Багрицкого, а средняя сестра Ольга — женой самого Олеши. Самую младшую, считавшуюся самой красивой в семье, звали Серафима, но влюбленный Юрий Олеша называл ее «Дружочек». С ней он состоял в гражданском браке, с нее списал гимнастку Суок и именно ее, скорее всего, любил до конца жизни, несмотря на брак с Ольгой Суок.

Серафима уходила от Олеши несколько раз, потом возвращалась, позже вышла замуж за поэта Владимира Нарбута — тот увел ее, угрожал Олеше самоубийством, а после смерти Нарбута выходила замуж еще дважды, и оба раза за писателей — Николая Харджиева и Виктора Шкловского.

«И от сестры и до сестры замкнулась жизнь волшебным кругом…», писал Олеша в дневнике, и позже посвятил «Три толстяка» именно жене — Ольге Суок, которая прекрасно знала, кому в действительности посвящена книга. «Не обижай Симу, вы обе — две половины моей души».

сван

Шарлю Эфрусси, члену известной одесской банкирской династии, посчастливилось родиться младшим сыном в семье. Старшим пришлось возглавить фамильное дело — дед Шарля в середине XIX века являлся крупнейшим экспортером пшеницы из России в Европу, — а младший мог быть свободен в выборе занятий.

Строчки из биографии одессита поражают: он стал одним из первых крупнейших коллекционеров работ импрессионистов, его частная коллекция включала работы Ренуара, Моне, Мане, Сислея, Писсаро, Дега, Моризо, – всего около сорока полотен. Он стал владельцем и редактором газеты «Gazette des Beaux-arts», сделав ее самой влиятельной в мире изящных искусств. Он собрал внушительную коллекцию японского искусства, включающую, в частности, 264 нэцкэ — ее судьба прослежена двоюродным правнуком Шарля, Эдмундом де Ваалем в его книге «Заяц с янтарными глазами».

Шарль Эфрусси изображен на одной из самых известных картин Ренуара «Завтрак гребцов»- в костюме денди и черном цилиндре он повернут вполоборота к зрителю.

Именно Шарль Эфрусси был первым заказчиком Марселя Пруста. Свое предисловие к переводу «Амьенской библии» английского писателя Джона Рескина Пруст начинает с посвящения: «Месье Шарлю Эфрусси, который всегда так добр ко мне». И, наконец, Шарль Сван, персонаж полуавтобиографического цикла из семи романов «В поисках утраченного времени», во многом «списан» именно с одессита — Шарля Эфрусси.

майгель

«А, милейший барон Майгель, — приветливо улыбаясь, обратился Воланд к гостю, у которого глаза вылезали на лоб, — я счастлив рекомендовать вам, — обратился Воланд к гостям, — почтеннейшего барона Майгеля, служащего зрелищной комиссии в должности ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы».

Барон, убитый на балу у Воланда, имеет реального прототипа, тоже барона, разве что с приставкой «экс». Его имя Борис Штейгер, в не слишком подробных биографиях местом его рождения указывают Одессу. В 20-е и 30-е годы Штейгер работал в Москве в качестве уполномоченного Коллегии Наркомпроса РСФСР по внешним сношениям, то есть следил как за иностранцами, так и за советскими гражданами, с иностранцами имеющими контакты. В 1937 году был арестован по делу Енукидзе, обвинен в измене родине и шпионаже и приговорен к расстрелу. Приговор был немедленно приведен в исполнение.

Елена Булгакова, третья жена писателя, несколько раз упоминала Штейгера в своих дневниках. В 1935 году она описывала прием у советника посольства США: присутствовал «конечно, барон Штейгер — непременная принадлежность таких вечеров, «наше домашнее ГПУ», как зовет его, говорят, жена Бубнова». Бубнов на тот момент был наркомом просвещения, начальником Штейгера.

В раннем варианте «Мастера и Маргариты», написанном в 1933 году, Булгаков уже убивает своего барона — за четыре года до расстрела Штейгера; но уже окончательно сцена убийства барона Майгеля на Великом балу у сатаны вошла в текст только в 1939 году.

бендер

В 1889 году в семье владельца магазина колониальных товаров купца 2-ой гильдии Вениамина Шора (не турецкоподданного, увы) и его жены – дочери крупного одесского банкира Екатерины Бергер родился сын Осип. Через год семья из Никополя переехала в Одессу — в дом №78 на улице Полтавской победы (ныне Канатной).

Многие реальные эпизоды жизни Шора стали известны благодаря роману об  Остапе Бендере — Шор действительно представлялся шахматным гроссмейстером, не умея играть в шахматы; художником, не держав в руках кисточку; побывал представителем подпольной советской организации и даже женился на прообразе мадам Грицацуевой, что в голодные годы весьма помогло ему перезимовать. И мечта об Аргентине тоже была реальной.

В Одессе Осип служил инспектором уголовного розыска, и даже вел борьбу с группировкой Мишки Япончика. Но после того как бандитами был убит брат Шора — считается, что по ошибке, перепутав братьев — Осип уволился из угро и переехал в Москву. О своих похождениях он рассказывал Катаеву, — тот предложил сюжет своему младшему брату и его другу, и так появились знаменитые «Двенадцать стульев».

Что касается реального «великого комбинатора», то он работал на тракторном заводе в Челябинске, получил пять лет лагерей, в войну попросился на фронт, перенес рак кожи, 15 лет работал проводником поезда Москва — Ташкент и умер в Москве в 1978 году.

крик

Мишка-Япончик по прошествии почти сотни лет стал персонажем почти таким же литературным, как списанный с него Беня Крик. О Мойше-Якове Вольфовиче Винницком, знаменитом одесском налетчике, прозванном Япончиком за характерный разрез глаз, ходили легенды еще при жизни. Грабить он призывал «только буржуазию и офицеров», поэтому в ноябре 1917 года один из грабителей даже был убит самим Япончиком за ограбление рабочего.

Несмотря на это, «мокрые» дела, по воспоминаниям Утесова, Япончик не любил, и бледнел при виде крови. И занимался «благотворительностью» — 10 тысяч рублей отдал безработным портовым грузчикам Одессы, помогал сиротам, бездомным, семьям погибших во время бандитских налетов, и даже молодоженам. Говорили, что его банда не грабит врачей и артистов, и «мальчики» Япончика работают красиво — на званые вечера наряжаются в смокинги, не отличаясь от господ, и расстаться с драгоценностями просят очень вежливо.

Когда в 1927 режиссером Вильнером на Одесской кинофабрике был снят художественный фильм «Беня Крик», рецензенты писали, что в картине пропагандируется «идеал молдаванских подонков», «кумир окраинной хули-ганерии», и что «происходит открытое прославление уголовного хулиганства». Возможно, и не такое открытое, но один из исполнителей ролей позже главарем банды все же стал.

трубецкой

В журнале «Смехач» еще до выхода «Двенадцати стульев» была опубликована сатирическая миниатюра Евгения Петрова про «Всеобъемлющего зайчика» («Ходит зайчик по лесу / К Северному полюсу»), в которой шла речь о весьма проворном поэте, сумевшем напечатать одну и ту же историю в «Детских утехах», «Неудержимом охотнике», «Лесе, как он есть», «Красном любителе Севера» и «Вестнике южной оконечности Северного полюса». Именно таким поэтом был автор «Гаврилиады» Никифор Ляпис-Трубецкой, «молодой человек с бараньей прической и нескромным взглядом».

Писатель-сатирик Виктор Ардов писал: «в образе Ляписа-Трубецкого выведен был поэт Осип Колычев. Его подлинная фамилия — Сиркис, писал он под именем, принадлежавшим старинной боярской семье, истребленной Иваном Грозным… Даже внешность молодого Сиркиса-Колычева точно описана в «Двенадцати стульях». Бесцеремонные манеры этого стихотворца выведены в романе скупо, но точно».

В романе Никифор к своей фамилии добавил старинную княжескую — Трубецкой. Тем не менее, в жизни Колычев писал стихи, которые пользовались успехом — песню «Ласточка-касаточка» на стихи поэта исполнял сам Леонид Утесов.

раневская

Лирическую пьесу в четырех действиях «Вишневый сад», которая и ныне ставится в ведущих театрах мира, Антон Павлович Чехов написал в 1903 году. А в основу пьесы положена реальная история продажи одесской усадьбы Ольги Васильевой, приемной дочери богатой землевладелицы Ирины Жеребцовой.

Ольга унаследовала усадьбу с вишневым садом в самом начале улицы Торговой в 1900 году. Она была знакома с Чеховым и даже переводила его рассказы на английский язык. Например, переведенный рассказ «Егерь» Ольга опубликовала в британском литературном журнале «Нью Эйдж». По мнению историков и литературоведов, в «Вишневом саде» писатель в образе Ани — дочери Раневской — запечатлел именно Ольгу Васильеву, а реального управляющего одесским имением Лукашова — в образе Фирса.

В Одессе Чехов бывал несколько раз. Во время последнего приезда писатель посетил вишневый сад, встретился с маклерами, занимавшимися продажей имения, и позже писал Васильевой, за какую сумму следует продавать усадьбу. Вырученные деньги Ольга Васильева хотела вложить в создание одесского санатория для больных туберкулезом. Тем не менее, дом удалось продать только после смерти писателя, в 1909 году. После февральской революции усадьба пришла в упадок, а в войну и вовсе разрушилась и была снесена.

гоцман

Давид Гоцман в сериале «Ликвидация»* жил на Колонтаевской, 21, а один из его прототипов Давид Курлянд — в коммуналке на Соборной площади, в известном доме Либмана.

Давид Михайлович (Менделевич) Курлянд родился в Одессе в 1913 году в семье уроженцев Вильнюса. После смерти отца оказался в детдоме, окончил семилетку, а в 1934 году с должности помощника уполномоченного началась служба Давида Курлянда в угро.

Одно из самых сложных дел Давида было связано с бандой «Черная кошка» — та за короткий срок совершила 12 убийств, налетов и ограблений. Члены банды убили участкового инспектора милиции Небита, сотрудника госбезопасности и несколько армейских офицеров — все это с целью присвоения оружия и форменной одежды, для маскировки. Бандиты скрывались в катакомбах, меняли штаб-квартиры, но их все же удалось нейтрализовать.

Сын Давида Курлянда Анатолий: «Отца уважали и боялись, в том числе и бандиты… Фамилия Курлянд приводила в ужас преступников. Нас боялись как огня. Помню, когда я женился на москвичке, и любимая взяла мою фамилию, так она год не могла устроиться здесь, в Одессе, на работу. Ее боялись. Руководство каждого предприятия переживало: а вдруг она будет что-то выяснять, выведывать, ее свекор же настоящий сыщик! Ой, смешно и горестно это вспоминать! Еле нашли ей работу.»

На пенсию Давид Курлянд вышел в 1963 году, а в 1993 году умер от инфаркта. Памятник знаменитому одесситу был поставлен у входа в областное управление внутренних дел на улице Еврейской, 12.

патрикеев

Восемнадцатилетний бывший гимназист Володя, ставший новым начальником отделения милиции в Севериновке, был списан Козачинским с его друга Евгения Петрова, одного из создателей  «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка». В свою очередь, конокрад Красавчик — это сам автор «Зеленого фургона», успевший в начале 1920-х годов побывать главарем банды налетчиков и чудом избежавший смертного приговора.

«Зеленый фургон» написан на основе реальных событий: в 1922 году при попытке продать на Староконке лошадей, украденных из лазарета 51-й стрелковой дивизии, Козачинский и его люди попадают в милицейскую засаду. Во время погони с перестрелкой Козачинский узнает в одном из инспекторов уголовного розыска своего  друга детства Евгения Катаева (Петрова) и решает сдаться. Девятнадцатилетнему конокраду грозит расстрел, который отменяют по кассации, и Козачинский уезжает в Москву, где устраивается на работу в газету «Гудок» — вместе с Катаевым-Петровым и Ильфом.

Таина Федосеева

*От редакции. Да, у «Ликвидации» нет литературной основы (если не считать сценарий), но мы включили Давида Курлянда в наш обзор благодаря точному и набравшему большую популярность в Одессе образу Гоцмана. В общем, «по просьбам трудящихся».

Поделиться

возможно, вас заинтересует

1 комментарий

ФАКТ ДНЯ: О происхождении фамилий одесских поэтов | Новости Одессы 19.06.2016  10:48

[…] Осипом Шором — сотрудником уголовного розыска и прототипом Остапа […]



Оставить комментарий: