10 января 2020

2019 год стал рекордным по количеству женских персонажей в кино

«Капитан Марвел», «Маленькие женщины», «Мы», «Холодное сердце-2» — одни из самых известных фильмов 2019 года. Журнал Variety, ссылаясь на данные Центра изучения женщин на телевидении и в кино университета Сан-Диего, пишет, что прошлый год стал особенным для кинематографа — количество женских главных ролей в кассовом кино выросло с 31% до 40%. Это самый высокий показатель за все время.

В 43% фильмов главными героями являются мужчины, в 17% — смешанные актерские составы из мужчин и женщин. Важно отметить, что 45% главных героинь появились в студийном кино — от больших студий по типу Warner Bros, а 55% — в независимом, более бюджетном кино. Variety уточняет, что это признак того, как крупные студии реагируют на изменения в обществе и стараются рассказывать больше историй. 

«В кинематографе до сих пор ведутся дебаты об исторических причинах того, почему в фильмах редко показывают истории цветных людей, женщин, членов ЛГБТ-сообщества», — говорится в статье.

Если говорить о жанрах, то женские персонажи чаще всего появляются в хоррорах (26%), драмах (24%), боевиках (16%), фантастике (8%) и мультфильмах (5%). Мужчин же любят показывать в боевиках (26%), драмах (24%), мультфильмах (21%), комедиях (14%), хоррорах (12%) и фантастике (2%). 

При этом героини в кино все еще подвержены многим гендерным стереотипам. Для женских персонажей намного чаще, чем для мужских, делают акцент на семейном положении (46% героинь против 34% героев). Мужские персонажи, в свою очередь, чаще говорят о своей работе (73% героев против 61% женщин). Мужчин все еще показывают в рабочей обстановке чаще, чем женщин (59% героев против 43% героинь). 

Существует несколько известных тестов, по которым фильм можно проверить на гендерную предвзятость. Это можете сделать даже вы сами, просто обратив внимание на некоторые детали: 

  • Тест Элисон Бехдель. Чтобы пройти его, в фильме должно быть хотя бы две женщины, у которых есть имена, и говорить они должны друг с другом о чем-то кроме мужчин. Они не обязательно должны играть главные роли, но и не быть просто декорациями к герою-мужчине.

  • Тест Эллен Уиллис. Изначально американская активистка придумала этот способ для проверки песен на сексизм, но он вполне подходит и для кино. Задайте простой вопрос: «Станет ли история нелепой, если поменять пол персонажа?». Стало странно и смешно? Значит, фильм тест не прошел. Попробуйте вывернуть «Дневник Бриджит Джонс» наоборот и поверить в историю об одиноком вечно худеющем мужчине, который постоянно влюбляется в начальниц на работе.

  • Тест Тауриэль. В фильме есть хотя бы одна женщина, и она является профессионалом в каком-то деле или работе.

  • Тест «Сексуальный торшер». Если вы замените женщину… эх, обычным торшером, поменяется ли история существенно? Если нет, то это провал.

  • Тест «Женщина в холодильнике» описывает общую проблему для кинематографа и искусства. Часто женщина может быть изображена в фильме или массовой культуре в качестве жертвы и «пушечного мяса», которое убивают/насилуют, а очередной детектив расследует загадочное дело.

Комментарии