«Нам нужно открыть бар», — эпохальная фраза Теда Мосби в сериале «Как я встретил вашу маму». Но у героев сериала ничего не получилось, в отличие от героев этого текста — создателей кондитерских Make My Cake, винного ресторана Frebule и кофеен White Whale. Олег Николаев, Виктория Гладченко и Анна Бахонко показали на своем примере, что можно печь самим, продавать самим, и построить кондитерский и ресторанный бизнес с нуля.
«Раньше я был фотографом, Вика — экспедитором в транспортной фирме. Аня долгое время работала в отделе закупок парфюмерной компании. Мы понятия не имели, что такое ресторанный бизнес. Маржинальность, фудкост и так далее — на старте это были незнакомые слова», — говорит Олег Николаев.Осознав, что все эти профессии не приносят удовольствия и прибыли, они решили искать себя в чем-то другом: Виктория и Анна открыли проект Make My Day — декор и десерты. Декор для мероприятий и свадеб был востребован, а с десертами оказалось сложнее — ресторанам они были невыгодны. Поэтому команда решила презентовать десерты отдельно, на Гешефте. Идея оказалась успешной: тогда, в 2012, пирожные-макароны многим пришлись по вкусу. «Мы пару месяцев пытались понять, как постоянно получать те эмоции, которые получили на фестивале. Чтобы люди приходили, улыбались, общались, покупали», — рассказывает Олег. Решили, что интернет-магазин — не подходящая площадка, поэтому реализовывали вариант «по старинке» — составили ассортимент печенья с прайсом и развезли по всем кофейням, которые смогли найти в 2ГИСе. Но серьезных заказов не получили. «Мы нашли наиболее близкую по ценностям кофейню — Кофеторию. Арендовали часть барной стойки, работали на съемной кухне, пекли с 9 вечера и до 5 утра». Уже там появилась идея варить и продавать свой кофе. «Ребята из Кофетории все рассказали, всем поделились. Мы заняли у родителей $10 000 и начали строить кондитерский магазинчик с кофемашиной. Купили в ЦЕХ венчики всякие, миксеры. Бизнес-план был только в голове — вместе с четким пониманием того, что мы хотим создавать качественный продукт. Была тупая слепая вера в то, что мы делаем». В 2013 году открылся Make My Cake. Вести страницы в социальных сетях, печь, ходить на рынок за продуктами — все приходилось делать самостоятельно. По словам Олега, удалось выдохнуть только через полгода после открытия — когда получилось собрать надежную команду кондитеров и продавцов-бариста. Качество продукции всегда было на первом месте, поэтому поначалу бывало и так, что нераспроданный ассортимент приходилось выбрасывать.
«Только через шесть месяцев мы могли подумать: „О, сегодня можем полдня просто говорить, пить кофе и ничего не делать“».Из идеи создать «кофейное» место началось непродолжительное партнерство с Денисом Беленко и проект Atelier на Преображенской. Потом новый, другой этап — Сан-Мишель и дом культуры Лес, появившийся на месте Циферблата. «Дом культуры Лес — это круто, но появилось много крутых и более масштабных площадок, занимающихся сугубо мероприятиями. Поэтому мы решили на этом месте создать кофейню Белый кит». Одна команда вышла из Atelier, а вторая из Сан-Мишель, обе были профессиональны, поэтому Белый кит запустился довольно быстро и так же быстро стал популярен. Практически одновременно с Белым китом открылся винный французский ресторанчик Frebule на Французской бульваре. А три года спустя настал долгожданный для команды переезд в центр. Команда Frebule теперь ждет гостей в 4City. По словам Олега Николаева, команда переросла «маленький ресторанчик», в котором часто не находилось свободных мест, поэтому целью стало большое помещение в центре города. А на Французском бульваре теперь открыта кондитерская Make My Cake Cafe. После Frebule на Французском было много открытий. Маленький Белый кит в IQ space, два Make My Cake в Киеве. В мае 2017-го стартовал сезон Белого кита в Зеленом театре. В планах — покорить города-миллионники. Львов, Харьков, Днепр. И даже Париж.
«На этот год у нас четкие цели: поставить киевский Белый шум и одесский Frebule на ноги. Ни в какие стороны отклоняться не будем. В этом году пришлось отказаться и от Белого кита в Зеленом театре. Понимаем, что качественно — не вытянем».До лета команда планирует открыть два новых зала в 4City, а в середине мая состоится открытие партнерского проекта Белый шум в Киеве — с кофе и десертами. Почему Белый шум? Олег объясняет: «Если не брать во внимание фильм ужасов с таким названием, то белый шум — это звук, который слышит младенец в утробе матери. Это звук падающей воды. Это спокойствие. Я дочке сегодня в шесть утра, когда укачивал, напевал: «Ш-ш-ш… Ш-ш-ш…». Текст — Анастасия Маломан.