28 августа 2018

Папа в декрете, мама на работе: как живет современная одесская семья

У Кати, Миши и их маленького сына Дани – обычная дружная семья, с той только разницей, что с ребенком «сидит» папа, а на работу ходит мама. Маяк пообщался с современными родителями и узнал, что они и окружающие их люди думают о мужском декрете. Катя и Миша очень веселые, общительные и активные, им обоим чуть больше 30 лет, они любят походы, активно участвуют в спортивно-интеллектуальных играх, на которых когда-то давно и познакомились. Историю их отношений можно назвать стандартной: встречались, женились, родили и воспитывают сына. На момент, когда Катя забеременела, она получала хорошую зарплату, и главное — ей очень нравилась ее работа. Миша тоже не сидел на месте, но его заработок был не такой стабильный — он фрилансер, а это всегда ведет за собой риск, так как работа была не постоянной. Ребята готовились к появлению малыша, и пока речи о том, чтобы поменяться ролями, не шло, — Катя выбирала кроватку и одежду для малыша, а Миша старался брать как можно больше заказов и работал, не покладая рук. Первое время после рождения молодые родители делали все по «стандартной» схеме — мама с ребенком, папа работает. Так как Миша мог свободно приходить домой, Катя часто просила его приехать и помочь вынести тяжелую коляску; купание малыша тоже требовало физической силы и им занимался Миша. Прошло немного времени и случилось так, что малыша пришлось кормить специальными смесями. И тогда то и встал вопрос о том, чтобы поменяться местами.
«До декрета я пошла на повышение, и по работе мне нужно было всегда находиться в курсе нововведений сферы, в которой я работаю. Уйти в декрет на три года означало для меня — потерять свою ценность на рынке труда и начать свой путь с нуля. Муж понимал это, и когда появилась возможность поменяться, он полностью меня поддержал и дал возможность дальше развивать карьеру», — рассказывает Катя.
Миша говорит, что с самого начала очень позитивно отнесся к этой идее, и не жалеет об этом. А если бы изобрели машину времени и он мог вернуться к самому началу и поменять свое решение, то все равно не изменил бы его.
«Мне нравится проводить время со своим ребенком: чем больше он растет, тем более забавным становится, и больше прикольных ситуаций появляется. Ему скоро 2 года, и мне очень интересно с ним, хотя, конечно, это не всегда бывает легко», — говорит Миша.
Родители Кати и Миши, новоиспеченные бабушки и дедушки, к их решению отнеслись совершенно спокойно, и оно даже не обсуждалось. Миша считает, что родители понимали, что это их семья и они сами решат, как воспитывать собственного ребенка. К тому же, внук был желанным прибавлением, и бабушки часто брали на себя прогулки с малышом, или могли забрать его на весь день или вечер, выручая молодых родителей и давая возможность Мише вносить свой вклад в бюджет семьи. Близкие друзья тоже не комментировали непривычный подход. А вот другие люди реагировали очень интересно:
«В основном было так — встречаешь кого-то, кого давно не видел: «Привет, как дела, ты как?» — стандартные вопросы при встрече. «В декрете сижу» — не самый стандартный ответ от мужчины, после которого слышишь удивленное «Где?». Приходилось объяснять, что с ребенком сижу, — и на лицах знакомых читалось сильное удивление. Была ситуация, когда малый сильно заболел и мы ложились в больницу. На оформление госпитализации приехали втроем, сидела медсестра и, периодически задавая маме вопросы, заполняла какие-то бумажки. Когда она закончила, у нас состоялся такой диалог: «Ну все, папа до свидания», — говорит она, а я отвечаю «Не папа до свидания, а мама до свидания, — папа с ребенком остается». Она ошарашено посмотрела на нас и сказала, что заполнила уже документы на маму, хотя вопроса о том, кто остается с ребенком, не было», — с улыбкой вспоминает Миша.
Бумаги переделали, и папа остался с сыном в больнице, где оказался единственным мужчиной в такой ситуации. Вообще он часто с этим сталкивается: в поликлиниках, на детских площадках, развивающих курсах для малышей. Говорит, что в поликлинику он и до этого часто с сыном ходил, поэтому у врача вопросов не возникало. На занятиях в развивайке он тоже обычно единственный папа, — в основном туда ходят мамы и бабушки. Хотя один раз был случай, что туда пришел другой папа, — но скорее всего, он лишь подменял маму, которая по какой-то причине прийти не смогла. Или просто захотел посмотреть, как проходят занятия. Катя вспоминает историю с больницей не так весело, потому что после того, как Миша ушел с сыном в недра медицинского учреждения, у нее состоялся неприятный разговор с той самой медсестрой.
«Когда мы сказали, что с Даней остается Миша, у нее глаза чуть из орбит не вылезли, и когда мои мужчины ушли, она начала отчитывать меня, — что как же так, куда это годится, с ребенком должна быть мать. Я пыталась объяснить ей, что я работаю, но она продолжала возмущаться», — вспоминает Катя.
Сначала Мише было очень легко сидеть с малышом, ребенок был совсем маленький, только спал и ел, но этот легкий период длился недолго. Даня стал чаще просыпаться, и ответственный папа, оберегая сон жены, шел на кухню и готовил сыну еду или убаюкивал его. В тот период друзья часто замечали, что Миша во время переписки мог перестать отвечать, не поднимал трубку, когда договаривались созвониться или пойти вместе погулять, — он не высыпался, и его иногда просто «вырубало». Катя рассказывает, что первые полгода малыш особо не реагировал на папу, но потом они поехали на отдых в Карпаты и, по непонятной для нее причине, после этой поездки мужчины нашли общий язык и иногда своей сплоченностью дарят ей поводы для ревности. Хотя, конечно, она очень рада тому, что отец и сын так любят друг друга.
«Один коллега мне как-то сказал, что раз я зарабатываю, то значит, я глава семьи. Меня это утверждение насмешило — в нашей семье глава Миша, я с такой ответственностью просто не справлюсь. Мы обычно все обсуждаем, вместе принимаем решения, но бывает, что он сам решает какие-то вопросы. Из-за того, что он сидит с ребенком, он не стал подкаблучником или инфантильным неженкой; да он стал чуточку мягче, но он – мужчина и глава нашей семьи. А по поводу денег, — да, я зарабатываю больше, но он тоже подрабатывает. Мои родители живут недалеко, и когда Мише нужно отлучиться по работе, моя мама всегда приходит на помощь», — рассказала Катя.
Сидя с малышом, Миша прибегал к некоторым техническим хитростям — он поставил камеру наблюдения над кроваткой, чтобы спокойно заниматься своими делами пока малыш спит, но при этом внимательно за ним следить. Мужской подход виден и в реакции на разные «происшествия»: упал — вставай, уронил — подними, не хочешь есть сейчас, ничего страшного, проголодаешься — попросишь. И никаких «сюсюканий». Всхлипывания и другие манипуляции, которые дети любят использовать для достижения своих целей, на него не действуют, по крайней мере, он так думает.
«У меня, как у мужчины, не было особых трудностей, мы с женой с самого начала все старались делать вместе, и я знал все нюансы, хотя самым нелюбимым занятием было менять памперс. У нас даже появилось негласное правило — кто первый «учуял», тот и меняет (смеется). Все приходило само собой, не было ничего особо трудного. Я, честно, не припомню таких ситуаций, с которыми Катя справилась бы лучше из-за того, что она женщина. Единственное — что малый быстрее засыпал с ней, а в остальном я хорошо справляюсь», — считает Миша.
Миша признался, что сидеть с ребенком — это все-таки тяжелый труд, причем не только в физическом плане. Во-первых, психологически сложно переносить однообразие, а во-вторых, любые планы на 100% подстраиваются под режим малыша. Коляска не везде может пройти, и не так много мест в городе, где ребенок может поспать днем, поэтому гулять приходилось одними и теми же маршрутами недалеко от дома. И так каждый день, потому что малыша нужно кормить, и при всем желании далеко не уйдешь.
«Сейчас он уже подрос и не так привязан к режиму питания и сна, его можно посадить в машину или на велик и поехать туда, куда тебе хочется, а не туда, куда можно с ним добраться, потому что тебе нужно через полчаса кормить его или укладывать спать»,— поделился Миша.
Конечно, с появлением ребенка экстремальную жизнь пары пришлось немного ограничить, но связано это было больше с финансовым вопросом. А что касается походов, то будущей весной ребята собираются открыть сезон вместе с сыном и уже присматривают палатку побольше. Катя призналась, что в любой момент готова поменяться обратно — карьера важна, но семья важнее. А Миша об “обратном обмене” не задумывается, он только поправляет тех пап, которые считают, что их жены ничем не заняты, сидя с детьми. И ждет, когда уже можно будет покупать вертолет на пульте управления. Все имена изменены по просьбе героев.
Комментарии