На прошлой неделе в Одессе прошла масштабная конференция New Ukraine Investment Conference, в ходе которой представители государственной власти и бизнеса (в том числе мирового масштаба) обсуждали инвестиционное будущее региона. Одна из дискуссионных панелей была посвящена IT-индустрии. Столь технологичная отрасль вряд ли станет для Одессы локомотивом в ближайшем будущем, но тесная интеграция с другими сферами бизнеса ставит ее в ряд перспективных направлений, на которые стоит обращать внимание. О настроениях и взглядах представителей государства и IT-бизнеса мы узнали от основателя международной IT-компании SoftTechnics, соучредителя компаний Intersog и Verta Media, управляющего партнера бизнес-инкубатора WannaBiz Александра Борнякова. – В ходе панельной дискуссии проходила презентация стартапов для потенциальных инвесторов. Что-то понравилось? Запомнился проект IFin – сервис для подачи электронной отчетности в налоговую с полностью автоматизированными процессами. Еще стартап Luciding – “осознанные сны” или управление снами. Мне лично очень нравится этот проект. – Главный вопрос на конференции касался инвестиций. Но стоит ли инвесторам заходить на IT рынок Украины, и Одессы, в частности, учитывая плохие сигналы? К примеру, компания SpeedFlow из-за войны переносит одесский и харьковский офисы за рубеж. SpeedFlow – это частный случай, а не общий тренд. Массового переезда IT-компаний за границу не наблюдается. Пока.
Что касается инвестирования, то все зависит от государства. Есть условия – бизнес, в том числе международный, будет инвестировать; нет условий – уйдут в другие страны.На конференции я увидел, что государство не выделяет IT-индустрию среди других отраслей – это может привести к стратегической ошибке Украины. IT-бизнес не конкурирует на уровне территорий или средств производства. Главное для него – люди. А это очень ликвидный капитал, который быстро перетекает на другие рынки. Задача власти – создать такие условия, чтобы инвестиции остались в Украине через 5 лет, и через 10. – Какие преимущества инвестирования в украинский IT-рынок можно назвать сегодня? Как не парадоксально прозвучит – это экономическое состояние Украины. Сегодняшняя инфляция и курс доллара даже в совокупности с налоговой нагрузкой делают инвестиции сюда более выгодными, чем в страны ЕС. Дешевле. – Наличие сети учебных заведений, специализирующихся на подготовке IT-специалистов, как-то влияет на инвесторов? Напрямую нет. Это лишь предпосылка, но не причина прихода инвестора. Деньги вкладывают в качественные проекты. Наличие учебных заведений создает комьюнити, IT-среду людей, готовых предлагать идеи. Тут стоит подчеркнуть, что с проектами как раз и есть проблема. В Украине ограниченное количество людей и команд предлагают качественные проекты. Для примера, в инкубатор WannaBiz за три года пришло 500 заявок. В 90% случаях работать с ними нельзя – предложения сырые. В Израиле, к примеру, из 100 заявок половина принимаются. Подход к реализации идеи там изначально более зрелый и профессиональный. Резюмируя ответ по инвестициям, скажу: получить сегодня деньги под проект – не проблема. Проблема – найти хороший проект. – Так власть “услышала” вашу позицию? На уровне министерств особых симпатий к IT-индустрии – нет. Знаю, что министр экономического развития и торговли не считает IT-сферу перспективной для Украины. Министерство финансов, судя по планам налогового реформирования – тоже. – О чем речь? Как сегодня в Украине работают IT-компании? В основном через СПД с уплатой 5% налогов. Сегодня в Минфине эту норму хотят увеличить до 20% для всех без исключения. В рамках конференции участников IT-кластера ознакомили с исследованием IT-ассоциации. Согласно опросу среди IT-компаний Украины, если норма уплаты будет превышать 10%, они уйдут из нашей страны.
Категоричность со стороны государства может иметь негативные последствия. Нужно находить компромиссное решение.– На конференции также презентовали так называемый “Одесский пакет реформ”. На уровне ОГА есть понимание? С ними проще установить контакт, и они готовы идти навстречу. Саша Боровик работал и жил в Кремниевой долине. Поэтому он понимает, как устроены IT-компании: что для них хорошо, а что плохо. Надеюсь у него и членов одесской команды хватит аргументов объяснить правительству, что IT-отрасль надо ставить в приоритет и относиться специфически. Потому что пока этого понимания нет. На конференции напротив нас сидел представитель налоговой. На все наши доводы его ответ был “нет”. Беседовал Михаил Кушнир