06 февраля 2020

Архитектор из Одессы, который открыл для Бразилии модернизм

Угловатый дом на улице Санта-Крус плотно окружен зеленью, на металлических элементах видна ржавчина, цвет белесых стен все ближе к грязновато-серому: модернизм редко стареет красиво. Сегодня это часть Музея города Сан-Паулу — здание возвели в 1927 году по проекту архитектора Грегори Варшавчика, родившегося в Одессе. Так появилась первая в Бразилии модернистская постройка.

Image Title
Image Title
Image Title

Грегори Варшавчик родился в Одессе в еврейской семье, он изучал архитектуру в Одесском университете и продолжил учебу в Риме. В Бразилию Грегори приехал в 1923 году по приглашению — ему предложили работу инженера-архитектора в местной строительной фирме. Здесь он женился на дочери крупного промышленника — это дало возможность получить бразильское гражданство.

Image Title

На фотографии Лусио Коста, Френк Ллойд Райт и Грегори Варшавчик, Рио-де-Жанейро, 1931 год.

Casa Modernista

Тот самый первый модернистский дом на Санта-Крус был построен из кирпича, а не из железобетона, как того требовали каноны модернизма. Выяснилось, что на тот момент в Бразилии было нереально отыскать ни мастеров, знающих технологию работы с такими материалами, ни сами материалы. Варшавчику пришлось применить фантазию и сразу же отказаться от идеалистического сценария воплощения своей идеи в жизнь.

На этом проблемы не закончились. Участок, на котором строился дом, принадлежал семье жены архитектора и располагался в элитном районе города. В таких местах требования к застройке были весьма строги. А модернистский проект, по мнению богатых соседей, был чересчур прост. Варшавчику пришлось добавить декоративные элементы и карнизы, маскировавшие непривычную простоту и строгость форм.

Архитектор все же смог традиционными методами из обычных материалов и без особых ресурсов создать здание, которое выглядело абсолютно новаторским. Тем не менее Casa Modernista подвергся разгромной критике. Но это не остановило его автора. 

Вслед за первым домом улицы Сан-Паоло и Рио-де-Жанейро заполнили и другие работы Варшавчика — он продолжил экспериментировать с материалами, линиями и сочетанием текстур.  

Casa Modernista, Rua Bahia, São Paulo, 1930 год. 

Casa Modernista, Rua Bahia, São Paulo, 1930 год. 

Манифест

В своем манифесте Варшавчик практически дословно повторял лозунги Ле Корбюзье — одного из основателей модернизма и функционализма. Например, ему пришлась по душе фраза коллеги «Дом — машина для жилья», также он разделял позицию «построения внешней эстетики на основе организации внутреннего пространства».

Image Title
Image Title

Варшавчик всегда подчеркивал роль индустрий и технического прогресса в своей работе. Он приводил сравнение с ролью Медичи, знаменитых меценатов эпохи Возрождения, которые поддерживали великих художников и архитекторов. По мнению Варшавчика, именно индустриализация давала жизнь и форму архитектуре модернизма. Вскоре стандартизированные окна и двери действительно назовут стилем этого времени.

Image Title
Image Title

Многоквартирный дом в Рио-де-Жанейро, Бразилия. Спроектирован Лусио Коста в партнерстве с Варшавчиком, 1931 год.

«Не желая копировать то, что делают в Европе, вдохновленный волшебными бразильскими пейзажами, я пытался создать такую архитектуру, которая бы адаптировалась к местности, климату и старинным традициям этой земли. Рядом с точными ровными линиями, горизонталями и вертикалями, которые являются, в форме кубов и плоскостей, главным элементом модернистской архитектуры, использовал такую декоративную и такую характерную колониальную черепицу», — писал Варшавчик в своей статье «Новая архитектура» в 1927 году. 

Все фото — Archdaily.

Все фото — Archdaily.

Архитектор создал дизайн столика на колесах, ставший бразильской классикой. В этом предмете, разработанном для модернистского дома, сочетались сталь и местная древесина. Интерьер, по мнению Варшавчика, должен был отражать внешний облик дома и не идти с ним вразрез. 

С 1930 года Варшавчик преподавал в Академии художеств Рио-де-Жанейро, а позже стал сооснователем архитектурного бюро. Влияние его работы на облик бразильских улиц ощутимо и по сей день. 

Комментарии