Александра Подгорная
30 января 2020

Балканский брутализм. История Скопье — столицы архитектурного китча

Город с немыслимым числом античных статуй, но все они построены за последние пару десятков лет. Город, где дворцы, памятники и пышные колоннады соседствуют с ритмикой многоэтажного бетона. Столица, в которой с помощью архитектуры пытались отыскать национальную идентичность. Все это о Скопье — мировом эпицентре китча.

Фото — Failed Architecture. 

Фото — Failed Architecture. 

Скопье — столица Северной Македонии. Раньше это была просто Македония, но название пришлось сменить под давлением со стороны Греции, имеющей в своем составе одноименную историческую область. Страну официально переименовали 13 февраля 2019 года. 

О Скопье многие впервые услышали только летом 1963 года, когда произошло разрушительное землетрясение. Город буквально стерло с лица Земли. Более тысячи человек погибли, около 200 тысяч лишились крова. В то время Скопье был столицей Социалистической Республики Македония — самого отстающего государства в составе Югославии. 

Бюджета Македонии попросту не хватило бы для оперативной отстройки города и помощи пострадавшим. Но мировое сообщество не осталось равнодушным. Международный конкурс лучших проектов реконструкции привлек еще больше внимания к малоизвестному населенному пункту — отбор проводился под руководством ЮНЕСКО. Главной задачей стало дать людям крышу над головой как можно скорее. 

Image Title
Image Title
Image Title
Image Title

Фото — Vase Amanito. 

Первое место занял проект японца Кендзо Танге, ставший основой модели идеального социалистического города. Для застройки использовались популярные тогда стили — послевоенный модернизм и брутализм. Массивные сооружения впечатляли своей монументальностью и казались несокрушимыми. Чувство безопасности — как раз то, что хотели испытать люди после катаклизма. Оно вполне могло основываться на визуальной надежности конструкций. 

Центр телекоммуникаций в Скопье. Фото — Валентин Йек.

Центр телекоммуникаций в Скопье. Фото — Валентин Йек.

Часы на полуразрушенном старом железнодорожном вокзале Скопье (его уцелевшее крыло сейчас занимает музей истории города) навсегда зафиксировали время 5:17 — именно в этот момент 26 июня люди ощутили первые подземные толчки.

Image Title
Image Title
Image Title
Image Title

Фото — Failed Architecture. 

Псевдобарочный «Скопье-2014»

Последние годы в Скопье непрерывно идет строительство. Проект 2014 года, у истоков которого стоял премьер-министр Македонии Никола Груевский, окончательно трансформировал архитектурный облик столицы. Его цель была весьма благородной — привлечь в город инвестиции и туризм. Фонари и лавочки, балюстрады и мосты — абсолютно все должно стать шикарным. Вскоре улицы усеял концентрированный китч. 

Фото — Failed Architecture. 

Фото — Failed Architecture. 

Все сооружения вплетались в историческую канву и служили отсылкой к героическому прошлому. Действительно, первоначальное поселение в этой местности было основано римлянами, но этот факт надежно погребен под слоями грунта — все же город в зоне сейсмической активности. 

А если напоминания о подвигах не раскопать — нужно построить новые, не менее величественные их подтверждения. 

В мелководной речке Вардар даже появились несколько «пиратских парусников», оборудованных под рестораны, один из них находится напротив правительственного здания. Два корабля к настоящему моменту уже заброшены. Больше всего насмешек вызвало то, что город вообще не выходит к открытому морю. 

Фото — Михала Сярека на Bird in Flight. 

Фото — Михала Сярека на Bird in Flight. 

Одиночные статуи, групповые, скульптуры с дюжиной персонажей — связь любой исторической личности с македонской землей уже служила отличным поводом установить этому человеку памятник. 

Псевдобарочный шик разрастался стремительными темпами, он действительно заинтересовал многих людей, увлеченных архитектурой и урбанистикой. Но, к сожалению, это внимание всегда проходило через призму иронии и сочувствия. 

Фото — Михала Сярека на Bird in Flight. 

Фото — Михала Сярека на Bird in Flight. 

Фотограф Михал Сярек, описывая свое путешествие в Скопье, справедливо заметил: «Первым, что я увидел в столице страны Скопье, было строительство 24-метровой фигуры воина верхом на лошади. Статуя Александра Македонского была высшим достижением брендирования государства, попыткой приравнять современную Македонию к ее древнему архетипу». 

На проект реновации города потратили ошеломляющую сумму в полмиллиарда евро вместо запланированных 80 миллионов. Выяснилось, что Груевский был не только почитателем имперского прошлого Македонии, но и коррупционером. На министра завели уголовное дело, но вскоре он бежал из страны. 

Фото — Михала Сярека на Bird in Flight. 

Фото — Михала Сярека на Bird in Flight. 

Именно британское медиа The Guardian окрестило Скопье международной столицей китча. А международная служба новостей CNN сравнила столицу с тематическим парком, ведь сложно избежать предсказуемых ассоциаций из-за помпезности и освещения.

Журналистка Failed Architecture в своем материале упомянула  разговор на главной площади Скопье за обедом с коллегами. Один из них считал проект 2014 года исключительно схемой отмывания денег, второй старался объяснить, как история повлияла на выбор архитектурных форм. А третий, чей разговорный английский был ограничен, произнес только одно слово — «Диснейленд». По мнению журналистки, это знаковая характеристика. 

Но местных жителей больше всего огорчает, что сюрреалистичное строительство захватило весь Скопье вплоть до центра и он все больше отдаляется от реальности и повседневной жизни. В результате люди стали ощущать себя чужаками в собственном городе.

Отчужденность легко объяснить, ведь архитектура Скопье абсолютно нечувствительна к современному контексту. А социалистические здания, которые полностью соответствовали своей эпохе, постепенно ветшают без ремонта. На сегодняшний день город практически утратил свое уникальное наследие модернизма, так и не стал комфортным и тем более туристическим, но погряз при этом в абсурдном поиске героического прошлого. Так архитектурный облик превратил Скопье по сути во враждебную территорию для своих жителей. 

Фото — Failed Architecture. 

Фото — Failed Architecture. 

Комментарии