Александр Лоскутов
20 августа 2020

Бархатная революция. Как чехословацкие студенты и рабочие свергли социалистическое правительство без единой смерти

На фоне масштабных забастовок в Беларуси вспоминаем серию массовых протестов в Чехословакии, которые вспыхнули в конце 1989 года и привели к отстранению местного социалистического правительства. Всего за 23 дня чехи и словаки сумели свергнуть «красный режим» ненасильственными методами. В дальнейшем серию митингов прозвали Бархатной революцией, так как стачки прошли бескровно, не считая слухов о погибшем студенте. Рассказываем, как это было.

В 1988 году, практически спустя 20 лет после «Пражской весны», антикоммунистические настроения в Чехословакии вновь начали ярко проявляться на фоне разворачивающейся перестройки. Прошел ряд манифестаций и акций, многие их которых сопровождались разгоном протестующих. В 1989 году в дело уже шли водометы, дубинки, слезоточивые гранаты и массовые аресты. Среди задержанных был Вацлав Гавел — будущий президент Чехословакии, а затем и Чехии. Его приговорили к 21 месяцу тюремного заключения.

Условным триггером для разжигания антиправительственных протестов можно считать разгон студенческой демонстрации 17 ноября 1989 года. Акцию запланировали в Международный день студента, приурочили к гибели Яна Оплетала — чешского студента, которого застрелили во время протестов против нацистской оккупации Чехословакии в 1939 году.

Сперва демонстрация проходила под студенческими лозунгами, но вскоре к протестующим начали присоединяться другие недовольные граждане. Когда зазвучали политические требования, полиция разогнала протестующих. По некоторым подсчетам, в акции участвовали около 50 тысяч человек, из них 500 получили разной степени травмы в результате действия силовиков.

Появились слухи, что в результате разгона погиб один из студентов по имени Мартин Шмид, что, вероятно, напомнило протестующим о событиях 1939 года.

Однако подробности куда интереснее и конспиративнее. «‎Убитым»‎ студентом оказался лейтенант госбезопасности Людвик Зифчак, который внедрился в круги митингующих. Как позже выяснилось, агент намеренно имитировал потерю сознания, которую многие приняли за смерть. Такой приказ ему отдал генерал чехословацкой госбезопасности Алоиз Лоренц. Он в сговоре с другими влиятельными представителями номенклатуры хотел заменить руководителей КПЧ и ЧССР, воспользовавшись протестами. Однако эффект оказался непредсказуемым.

Слухи о гибели манифестанта сарафанным радио разошлись по стране. Считается, что их распустила вахтер студенческого общежития Драгомира Дражска. Она также участвовала в митингах, видела имитирующего потерю сознание Зифчака и получила несколько ударов резиновой дубинкой. Дражска пошла в больницу, а когда ей отказали в помощи, то, обидевшись, придумала историю про убитого студента. Имя студента она назвала по памяти, благо работала вахтером. После этого Драгомира встретилась с женой диссидента Петера Уля, который передал эту историю на радио «Свободная Европа». Информационное агентство, в свою очередь, распространило слухи о гибели студента среди протестующих. 

К слову, по одной из версий, приписываемой Зифчаку, Дражска сотрудничала с органами чехословацкой госбезопасности.

Спустя несколько часов информацию о гибели студента опровергли, Уль извинился, но уже было поздно. Прогремел взрыв общественного возмущения, и Бархатную революцию уже было не остановить.

Сперва последовала массовая забастовка как среди студентов, так и вузов по всей стране. Количество митингующих составило около четверти миллиона человек.

Творческая интеллигенция поддержала студентов и тоже вышла на акции, а затем к ней присоединились представители религии (в частности, чешский кардинал Франтишек Томашек). За ними подтянулись рабочие. Последние организовали многотысячную демонстрацию в поддержку студентов на Вацлавской площади.

19 ноября в Драматическом театре пражские оппозиционные силы объединились и создали «Гражданский форум», в Словакии возникло движение «Общественность против насилия». Они и координировали митинги и забастовки.

 

По воспоминаниям одного из организаторов рабочей забастовки Петра Миллера, все решения принимались буквально на ходу. В дальнейшем Миллер станет министром труда и социальной политики. Причем, по его же словам, сперва рабочие относились к студенческим забастовкам скептически. Однако им не понравилось, в каком свете выставили митингующих по общественному телевидению («хулиганами, провоцирующими беспорядки»), а также оправдания, которыми власти объясняли насильственные разгоны. Это при том, что рабочие и шахтеры не жаловались на зарплаты и трудовые условия. Все решилось за считанные часы. Митингующие получили поддержку от рабочих.

Вопрос о том, чтобы подавить массовые митинги с помощью армии, поднимался неоднократно, однако военное высшее руководство категорически отказывалось.

В итоге Центральный Комитет Коммунистической партии Чехословакии созвал чрезвычайный пленум, где инициировал коллективную отставку Президиума и Секретариата ЦК. Правительство обновило состав и выбрало нового генсека — Карела Урбанека. Представителям оппозиции предложили четверть мест в парламенте, но те отказались.

Начался новый виток митингов, а уже 27 ноября была объявлена общенациональная забастовка. Ее поддержали миллионы людей. Местное телевидение также выразило поддержку бастующим, транслируя массовые митинги. Перестали работать магазины, рестораны, метро, заводы, фабрики. Забастовку поддержали медики, спасатели и работники электростанций. Длилась она два часа — с полудня до двух часов дня. По некоторым данным, в ней приняло участие 75% населения. Жители Чехии и Словакии требовали отменить однопартийное правление.

И уже 28 ноября начались переговоры между лидерами «Гражданского форума» и правительством ЧССР. Лидер рабочего движения Петр Миллер потребовал от премьера Ладислава Адамеца отставки правительства.

29 ноября Чехословацкий парламент отменил статью Конституции, которая утверждала ведущую роль КПЧ в стране, идеологию марксизма-ленинизма забраковали, а 3 декабря состав правительства обновили.

Уже 10 декабря президент Чехословакии Густав Гусак (он занимал должность на протяжении 13 лет) поручил создать некоммунистическое правительство (первое с 1948 года) и предоставить в парламенте одинаковое количество мест социалистам и оппозиционерам, а затем подал в отставку.  Вслед за этим КПЧ избрала новое руководство, которое заявило о признании демократических принципов управления государством, распустило партийные вооруженные формирования и открестилось от сталинизма. КПЧ перестала оказывать влияние на армию, войска МВД, органы прокуратуры, юстиции и другие структуры.

В политической структуре произошли резкие перемены. Сердцем новой государственной элиты стали бывшие некогда диссиденты 70-80-х годов. 29 декабря пост президента занял Вацлав Гавел.

Принято считать, что Бархатная революция завершилась бескровно и победой митингующих на фоне перестройки в СССР и падения Берлинской стены. И если в начале 1989 года в Чехословакии была всего одна правящая партия, то в 1990 году их насчитывалось около 40.    

В этом же году сформированное Федеральное собрание переименовало ЧСР в Чешскую и Словацкую Федеративную Республику. В наши дни это два разных государства (разделение произошло в 1993 году), но события 1989 года обе страны празднуют 17 ноября. Отныне это День борьбы за свободу и демократию.

В 2019 году Бархатной революции исполнилось 30 лет. В связи с этим Центр изучения общественного мнения Института социологии Академии наук Чешской Республики  и Институт социологии Словацкой академии наук в сотрудничестве с Институтом по связям с общественностью опросили жителей обеих стран, узнав, как изменилось их отношение к событиям 1989 года.

Выяснилось, что 66% чехов в целом относятся положительно к Бархатной революции, среди словаков с этим утверждением согласно 56% граждан. 

При этом к свержению социалистического режима положительно относятся 73% опрошенных чехов и 59% опрошенных словаков.

Согласно этому же опросу, жители обеих стран жалуются, что уровень безопасности заметно снизился. По вопросам здравоохранения и уровню жизни мнения разнятся. Чехи заявляют об улучшении, словаки об ухудшении.

В чешском опросе приняли участие 1046 респондентов старше 15 лет, в словацком — 1027 респондентов старше 18 лет.

Сегодня Бархатная революция означает революцию без насилия и жертв. Этот термин также используют, чтобы охарактеризовать смену режимов, прокатившуюся по странам восточного блока в том же году, исключение — Румыния. Кстати, в Словакии события 1989 года называют Нежной революцией. И на наш взгляд, вполне оправданно.

Изображения — «Радио Свобода», The Guardian, RPI.

Комментарии