В 1597 году итальянский профессор анатомии Гаспар Тальякоцци опубликовал научный труд, в котором описал операцию по восстановлению носа. Необходимый для пересадки лоскут кожи профессор предлагал брать с плеча, вся процедура была долгой и болезненной, но работала.

Метод Тальякоцци
Медицинский историк Линдси Фитцхаррис в своей работе «Ужасная медицина» приводит слова современника Тальякоцци, описывающего операцию:
«Сначала они брали пинцет, при помощи которого оттягивали кожу, затем делали надрез, снимая кожу с мускул, и подкладывали кусочек шерсти или льна, пока кожа не уплотнится. После этого обрезали кожный лоскут соответствующей длины и пришивали его к носу, а пациента связывали так искусно, чтобы он ни при каких обстоятельствах не мог пошевелиться. Это длилось до тех пор, пока кожа не прирастала к переносице.
Потом они отделяли лоскут и пришивали его к сделанному в верхней губе надрезу, а после заживления швов надевали металлическую форму, которая позволяла носу принять правильные пропорции. Таким образом нос получался хорошо сформированным, но немногим белее, чем обычно».

Что характерно, церковь опыты Тальякоцци не одобрила, сочтя такое медицинское эстетическое вмешательство богопротивным — если Господь лишил носа (а лишал он в первую очередь грешников-сифилитиков), то нечего влезать в божественный замысел. Все было настолько серьезно, что после смерти останки профессора было приказано эксгумировать и перезахоронить за пределами кладбищенской территории.
А его наследие еще долго высмеивалось — даже Вольтер в одной из своих поэм иронически описывал, как Тальякоцци якобы тянет кожу к носу пациента от его зада.
Так Европа ровно на двести лет забыла о существовании пластических операций — до момента, когда в 1794 году лондонский журнал Gentleman’s Magazine не опубликовал статью об изготовлении живого носа из кожи лба. Оказалось, что в Индии подобные процедуры проводились уже более двух тысяч лет. В аюрведе, традиционной индусской системе врачевания, выделяется хирургическое направление шастракарма — его специалисты лечили людей не эзотерикой и заклинаниями, а вполне рабочими прикладными методами.
Примерно в шестом веке до нашей эры индийский медик Сушрута создал целый медицинский трактат Сушрута Самхита, в котором описал около трехсот операций, в том числе пластику ушей и носа. Нос, как наиболее заметная часть лица, у индусов страдал часто: его отрезали пленникам, старались повредить в битве и по решению суда ампутировали — за тяжкие преступления вроде супружеской неверности. Поэтому спрос на восстановление носа был весьма велик. Сушрута использовал кожу со лба человека, вырезая лоскут размером с лист растения, а ноздри восстанавливал с помощью коротких соломин.

Древнеиндийская операция на носу. Иллюстрация из журнала Gentleman’s Magazine 1794 года
«Особого внимания заслуживают пластические операции древних индийских врачей. Они умели восстанавливать носы, уши и губы, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области восточная хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII века, когда хирурги Ост-Индской компании не сочли для себя унизительным учиться у индийцев искусству ринопластики», — пишет в своей книге «Чудо, которым была Индия» крупный ученый-индолог Артур Бэшем. Он сделал акцент на корабельных хирургах, поскольку именно они имели большой опыт ампутаций и знали, что лоскуты кожи, которыми оборачивали культю, могут отлично приживаться. В то время как хирурги «на берегу» больше использовали традиционный метод — прижигание раны.

В 1814 году вести из Индии вдохновили английского хирурга Джозефа Карпю на проведение такой операции по восстановлению носа. Все прошло успешно, чему удивился сам Карпю, по легенде, снявший пациенту повязку и воскликнувший: «Бог мой, да это же нос!». Его операция считается первой официальной эстетической процедурой, после которой пластическая хирургия начала развиваться быстрыми темпами. Этому значительно способствовало открытие эфирного наркоза в 1846 году и хлороформного год спустя. А германский хирург Бернгард фон Лангенбек в середине века первым при пластических операциях начал использовать надкостницу и наконец стал особое внимание уделять формированию крыльев и перегородки носа.
В середине века оказалось, что подобные операции проводились не только в Индии. В 1862 году американский археолог Эдвин Смит купил у продавца в Луксоре папирус, который, как выяснилось, является одним из наиболее важных медицинских текстов Древнего Египта. Он относится приблизительно к 1500 году до нашей эры и является неполной копией текста, датируемого 2686-2181 годами до нашей эры. Папирус содержит инструкции по лечению переломов челюсти и носа и зашиванию ран — то есть стало известно, что древние египтяне тоже частично были знакомы с методами пластической хирургии.

Фрагменты из папируса Эдвина Смита. Нью-Йоркская академия медицины
Начало Первой мировой войны поставило европейских врачей перед необходимостью срочно спасать внешность своих героев, сильно пострадавшую от осколочных и шрапнельных снарядов. Это дало дополнительный толчок для развития эстетической медицины и становления ее в том виде, в котором мы ее знаем сейчас.
Иллюстрации — sciencemuseum.org.uk