11 июля 2019

«Чтобы провести рейв на заводе, нам пришлось вывезти 8 тонн мусора». Кто и как делает рейв-вечеринки в Одессе

Для одних – это «сборище фриков», для других – форма психологической разрядки и эскапизма. Рейвы всегда были большим, чем просто танцевальной площадкой. Журналистка Маяка Катя Калинкина рассказывает, кто и как устраивает техно-вечеринки в Одессе.

Мир, Любовь, Единство, Уважение или, говоря языком аббревиатур, – PLUR. Идея, которая изначально заложена в рейв. У истоков таких вечеринок стояли битники, а устраивали их в центральном районе Лондона с 1950-х годов. Рейвы достаточно быстро обрели популярность среди субкультуры модистов (мажоры того поколения), которые немного изменили формат, придав ему богемности. В такой интерпретации рейв долго не прожил.

Второе дыхание у вечеринок открылось благодаря событиям 1980-х в США. Тамошним музыкантам приелось диско, они стали экспериментировать со звуком, испытывать на прочность драм-машины и постепенно внедрять электронную музыку в массы. Нельзя сказать, что в традиционных клубах она пользовалась популярностью, а вот в Великобритании была принята с восторгом. С тех пор рейв перестал быть исключительно богемной тусовкой. Их посещали все – от бывших хиппи до футбольных фанатов. Избегая пристального внимания властей и полиции, рейвы организовывали подальше от города, в полях и на складах. В Германии ситуация была похожей. Молодежь проявляла пугающий интерес к рейвам, поэтому в 1990 году был принят «закон о развлечениях», запрещавший проведение несогласованных мероприятий. Это не остановило организаторов, но создало небольшие трудности. Им приходилось печатать на флаерах только телефонный номер, по которому гости получали данные о месте проведения вечеринки. Как правило, адресов было несколько, а добирались в пункт назначения самые настойчивые. Вот уже более 20 лет Берлин был и остается рейв-столицей Европы.

View this post on Instagram

#povitrya #techno #rave #technorave #odessa

A post shared by Povitrya (@povitrya_od) on

В 1992 году в Украине состоялся первый фестиваль электронной музыки «Республика КаZaнтип». Сложно сказать, когда прошло первое подобное событие в Одессе, потому что молодые организаторы рейвов признаются – в нашем городе это всё еще на стадии зарождения и развития, если говорить о качестве. Проблема практически всегда одна и та же – талантливые ребята уезжают развиваться в Киев, который иностранные журналисты (Electronic Beats, Resident Advisor, The Calvert Journal) окрестили «вторым Берлином».

Те же, кто остается, совмещают организацию рейвов с основной работой. Паша Карс впервые попал на дискотеку в 14 лет и сразу понял – ему близок по духу этот образ жизни. В 19 лет он помог с организацией рейва на одном заводе. Сегодня ему 30, и он вместе со своим другом более двух лет курируют одесский проект POVITRYA. 25 человек организовывают порядка 4-х мероприятий в год. Кроме профессионалов, таких как звуковики, световики и PR, к команде подключаются друзья и единомышленники, поддерживающие рейв-движение в Одессе. «Концепция POVITRYA довольно проста – организация техно-ивентов на высоком уровне в разных, нестандартных местах. POVITRYA не проводится в обычных клубах. Найти правильный плейс – залог успеха. Это может быть арт-пространство, нестандартное заведение, лодочная станция, завод или склад. С властями и полицией у нас не возникает никаких проблем. Если POVITRYA проводится в заведении, то у этого самого заведения есть все необходимые для этого разрешительные документы. Если организовываем на нестандартной площадке, то все получаем сами. На сегодняшний день у нас есть понимание того, что мы живем в прекрасном городе, который нужно развивать и привлекать сюда новых туристов и молодежь, в том числе на рейвы и фесты», – рассказывает Паша.

Часто о месте проведения рейва гостям сообщают за несколько дней до его начала. Эта традиция уходит корнями во времена преследования техно-тусовок. POVITRYA использует такой подход, чтобы придать действу  особую атмосферу.

Если вы удачно добрались на место события – в поле или на завод, попасть внутрь просто так не получится. На входе любого рейва всегда есть минимальная очередь – желающих слишком много. «Охрана на мероприятиях – это нанятые профессиональные охранники, которых мы заранее обучаем. Очень важно, чтобы все посетители чувствовали себя в безопасности», – рассказывает один из организаторов POVITRYA.

Фейс-контроль и охрана – неотъемлемая часть рейв-культуры. Охранники на входе выполняют роль не менее значимую, чем диджеи. Они решают, кого пропускать внутрь, а, значит, какие люди будут создавать атмосферу ночи. В Одессе правила входа довольно простые: вам должно быть 18+, трезвое состояние, отсутствие наркотических веществ и оружия, а еще водичку оставьте. Внешний вид чуть ли не последняя вещь, которая имеет значение. Главное, чтобы ваш образ был гармоничен, свеж и опрятен. В том же Берлине, где рейв давно считается культурным событием, фейс-контроль намного беспощадней. Например, о фейсконтрольщике клуба Berghain Свене Марквардте слагают легенды, сняли мини-сериал и даже создали специальное приложение. Всё ради того, чтобы понять, как получить от него разрешение пройти внутрь. В главном ночном клубе Берлина играют диджеи исключительно мирового масштаба, каждый из них звезда и достоин быть хэдлайнером в любом другом месте. Поэтому неудивительно, что желающие часами стоят в очереди в надежде выиграть в этой лотерее.

Заходить на техно-вечеринку не то, что заходить в море. Лучше не врываться, а погружаться медленно, изучая всё вокруг. Декорации, свет, расположение сцены и экранов – всё это на рейве имеет большое значение. Особенно если представить, сколько сил, времени и энергии потрачено на создание атмосферы. «Провести рейв на заводе – это длительный процесс. Один из самых сложных пунктов – найти завод. 2 месяца назад мы устраивали рейв на “Орионе”. Сперва вели переговоры с администрацией. Потом подготовка помещения. Уборка проводилась силами нашей команды. Пришлось убирать, мыть, очищать от машинного масла пол, передвигать остатки промышленного оборудования трактором, вывезти почти 8 тонн мусора. Для этого понадобилось 15 дней, 13 человек и 350 часов работы», – рассказывает Паша.

View this post on Instagram

Некоторые факты о подготовке. Для уборки помещения понадобилось: 15 человек, 13 дней, более 350 человеко-часов, трактор. Вывезено около 8 тонн мусора. Применялся аппарат высокого давления для мойки помещения в несколько этапов. Использовано 100 м2 тепличной пленки, для перекрытия оконных проемов. Задействовано 100 поддонов. Основная сложность заключалась в очень загрязнённом машинным маслом полу. Для выведения использовалась специальная химия + 50л растворителя. Выражаем огромную благодарность нашей команде за подготовку локации. Это были крайне не простые 13 дней, но результат оправдал все ожидания.

A post shared by Povitrya (@povitrya_od) on

Особую магию вечеринка обретает с появлением звука. Определить жанр техно довольно просто: обычно это повторяющаяся музыка в четырехдольном размере. Но на рейве она не играется, а рождается. Диджеи чувствуют людей, а люди – диджея. Даже известные треки слышатся по-новому, а исполнитель волен импровизировать, вплетать в бит звуки природы и крики животных, ускорять или замедлять саунд, влияя на движения и танцы рейверов. Нигде фраза «быть на волне музыки» не чувствуется так, как на танцполе рейв-вечеринки, когда электронные мелодии уносят в новый мир, отнимая чувство пространства и времени. 

В свои 32 года Дима Ковалёв (псевдоним Fat Frumos) успел организовать десятки рейвов в Одессе и Европе. Он управляет музыкальным лейблом Suck Puck Recordz, живёт на 2 города – Минск и Одесса, пишет экспериментальную электронную музыку и делает ивенты с экспериментальной андеграунд сценой в стилях от IDM и Jungle до breakcore, hardcore и acid. Есть 2 вещи, с которыми ассоциируется Дима: роскошные усы и потрясающие вечеринки. Его жена не просто разделяет увлечение, а выполняет важную роль в лейбле – рисует стаф для ивентов, делает печатные релизы и мерч. Он занимается поиском артистов и организацией рейвов. «Изначально в поиске артистов помогал интернет. Там находили музыку и контакты артистов, потом списывались уже непосредственно с ними. Сейчас все так же делается через интернет, но на данный момент у нас уже есть свой лейбл и свои артисты украинские и заграничные. Так что все намного проще. Мы уже привезли очень большое количество мировых икон андеграунд-сцены, и количество желающих приехать в Одессу только возрастает. Одесский рейв славится за кордоном, артисты очень любят приезжать к нам, так как наша публика отдает очень много позитивной энергии. Также у нас в Одессе есть довольно любимые далеко за пределами Украины артисты: Alex Tune, Prid Prod, Fat Frumos и другие».

View this post on Instagram

Друзья, прошла ровно неделя с дня проведения рейва, однозначно можно сказать, что юбилей состоялся. Спасибо всем кто разделил с нами эту незабываемую ночь! Отдельную благодарность хотелось бы выразить @raketa_agency , @technologygroupua , @blckb0x за высочайший профессионализм при проведении мероприятия. Мы знаем, что для многих посетивших ивент это стало первое мероприятие такого формата. Мы искренне надеемся, что именно наш юбилей станет для вас отправной точкой в мир техно 🙂 Ну и куда же без спойлеров, берите маркер и обводите – 27.07.19 очень много раз, потому что это будет большой летний ивент от POVITRYA! Also big thanks to all @basssiani crew for this fantastic night!🙏🏻🔥🖤

A post shared by Povitrya (@povitrya_od) on

В среднем техно-тусовка длится от 12 часов. За это время диджеи за пультом меняются несколько раз, а у рейверов открывается второе, третье иногда даже четвертое дыхание. 

Некоторые психологи полагают, что рейв является одной из форм эскапизма 21 века. Когда попадаешь в поток электронной музыки, забываешь о проблемах на работе (которые напомнят о себе уже в понедельник), дэнсишь рядом с профессором или выпускником и не допускаешь в голову лишних мыслей. В такой атмосфере проще социализироваться и заводить знакомства – тебя окружают единомышленники. «Сегодня молодым людям нужны абсолютно другие вещи, чем было, к примеру, еще двадцать лет назад. Люди стали свободнее, виды искусства приобрели новые формы выражения, люди стремятся быть настоящими», – делятся своими наблюдениями организаторы POVITRYA.

Комментарии