Мир, Любовь, Единство, Уважение или, говоря языком аббревиатур, – PLUR. Идея, которая изначально заложена в рейв. У истоков таких вечеринок стояли битники, а устраивали их в центральном районе Лондона с 1950-х годов. Рейвы достаточно быстро обрели популярность среди субкультуры модистов (мажоры того поколения), которые немного изменили формат, придав ему богемности. В такой интерпретации рейв долго не прожил.
Второе дыхание у вечеринок открылось благодаря событиям 1980-х в США. Тамошним музыкантам приелось диско, они стали экспериментировать со звуком, испытывать на прочность драм-машины и постепенно внедрять электронную музыку в массы. Нельзя сказать, что в традиционных клубах она пользовалась популярностью, а вот в Великобритании была принята с восторгом. С тех пор рейв перестал быть исключительно богемной тусовкой. Их посещали все – от бывших хиппи до футбольных фанатов. Избегая пристального внимания властей и полиции, рейвы организовывали подальше от города, в полях и на складах. В Германии ситуация была похожей. Молодежь проявляла пугающий интерес к рейвам, поэтому в 1990 году был принят «закон о развлечениях», запрещавший проведение несогласованных мероприятий. Это не остановило организаторов, но создало небольшие трудности. Им приходилось печатать на флаерах только телефонный номер, по которому гости получали данные о месте проведения вечеринки. Как правило, адресов было несколько, а добирались в пункт назначения самые настойчивые. Вот уже более 20 лет Берлин был и остается рейв-столицей Европы.
В 1992 году в Украине состоялся первый фестиваль электронной музыки «Республика КаZaнтип». Сложно сказать, когда прошло первое подобное событие в Одессе, потому что молодые организаторы рейвов признаются – в нашем городе это всё еще на стадии зарождения и развития, если говорить о качестве. Проблема практически всегда одна и та же – талантливые ребята уезжают развиваться в Киев, который иностранные журналисты (Electronic Beats, Resident Advisor, The Calvert Journal) окрестили «вторым Берлином».
Те же, кто остается, совмещают организацию рейвов с основной работой. Паша Карс впервые попал на дискотеку в 14 лет и сразу понял – ему близок по духу этот образ жизни. В 19 лет он помог с организацией рейва на одном заводе. Сегодня ему 30, и он вместе со своим другом более двух лет курируют одесский проект POVITRYA. 25 человек организовывают порядка 4-х мероприятий в год. Кроме профессионалов, таких как звуковики, световики и PR, к команде подключаются друзья и единомышленники, поддерживающие рейв-движение в Одессе. «Концепция POVITRYA довольно проста – организация техно-ивентов на высоком уровне в разных, нестандартных местах. POVITRYA не проводится в обычных клубах. Найти правильный плейс – залог успеха. Это может быть арт-пространство, нестандартное заведение, лодочная станция, завод или склад. С властями и полицией у нас не возникает никаких проблем. Если POVITRYA проводится в заведении, то у этого самого заведения есть все необходимые для этого разрешительные документы. Если организовываем на нестандартной площадке, то все получаем сами. На сегодняшний день у нас есть понимание того, что мы живем в прекрасном городе, который нужно развивать и привлекать сюда новых туристов и молодежь, в том числе на рейвы и фесты», – рассказывает Паша.
Часто о месте проведения рейва гостям сообщают за несколько дней до его начала. Эта традиция уходит корнями во времена преследования техно-тусовок. POVITRYA использует такой подход, чтобы придать действу особую атмосферу.
Если вы удачно добрались на место события – в поле или на завод, попасть внутрь просто так не получится. На входе любого рейва всегда есть минимальная очередь – желающих слишком много. «Охрана на мероприятиях – это нанятые профессиональные охранники, которых мы заранее обучаем. Очень важно, чтобы все посетители чувствовали себя в безопасности», – рассказывает один из организаторов POVITRYA.
Фейс-контроль и охрана – неотъемлемая часть рейв-культуры. Охранники на входе выполняют роль не менее значимую, чем диджеи. Они решают, кого пропускать внутрь, а, значит, какие люди будут создавать атмосферу ночи. В Одессе правила входа довольно простые: вам должно быть 18+, трезвое состояние, отсутствие наркотических веществ и оружия, а еще водичку оставьте. Внешний вид чуть ли не последняя вещь, которая имеет значение. Главное, чтобы ваш образ был гармоничен, свеж и опрятен. В том же Берлине, где рейв давно считается культурным событием, фейс-контроль намного беспощадней. Например, о фейсконтрольщике клуба Berghain Свене Марквардте слагают легенды, сняли мини-сериал и даже создали специальное приложение. Всё ради того, чтобы понять, как получить от него разрешение пройти внутрь. В главном ночном клубе Берлина играют диджеи исключительно мирового масштаба, каждый из них звезда и достоин быть хэдлайнером в любом другом месте. Поэтому неудивительно, что желающие часами стоят в очереди в надежде выиграть в этой лотерее.
Заходить на техно-вечеринку не то, что заходить в море. Лучше не врываться, а погружаться медленно, изучая всё вокруг. Декорации, свет, расположение сцены и экранов – всё это на рейве имеет большое значение. Особенно если представить, сколько сил, времени и энергии потрачено на создание атмосферы. «Провести рейв на заводе – это длительный процесс. Один из самых сложных пунктов – найти завод. 2 месяца назад мы устраивали рейв на “Орионе”. Сперва вели переговоры с администрацией. Потом подготовка помещения. Уборка проводилась силами нашей команды. Пришлось убирать, мыть, очищать от машинного масла пол, передвигать остатки промышленного оборудования трактором, вывезти почти 8 тонн мусора. Для этого понадобилось 15 дней, 13 человек и 350 часов работы», – рассказывает Паша.
Особую магию вечеринка обретает с появлением звука. Определить жанр техно довольно просто: обычно это повторяющаяся музыка в четырехдольном размере. Но на рейве она не играется, а рождается. Диджеи чувствуют людей, а люди – диджея. Даже известные треки слышатся по-новому, а исполнитель волен импровизировать, вплетать в бит звуки природы и крики животных, ускорять или замедлять саунд, влияя на движения и танцы рейверов. Нигде фраза «быть на волне музыки» не чувствуется так, как на танцполе рейв-вечеринки, когда электронные мелодии уносят в новый мир, отнимая чувство пространства и времени.
В свои 32 года Дима Ковалёв (псевдоним Fat Frumos) успел организовать десятки рейвов в Одессе и Европе. Он управляет музыкальным лейблом Suck Puck Recordz, живёт на 2 города – Минск и Одесса, пишет экспериментальную электронную музыку и делает ивенты с экспериментальной андеграунд сценой в стилях от IDM и Jungle до breakcore, hardcore и acid. Есть 2 вещи, с которыми ассоциируется Дима: роскошные усы и потрясающие вечеринки. Его жена не просто разделяет увлечение, а выполняет важную роль в лейбле – рисует стаф для ивентов, делает печатные релизы и мерч. Он занимается поиском артистов и организацией рейвов. «Изначально в поиске артистов помогал интернет. Там находили музыку и контакты артистов, потом списывались уже непосредственно с ними. Сейчас все так же делается через интернет, но на данный момент у нас уже есть свой лейбл и свои артисты украинские и заграничные. Так что все намного проще. Мы уже привезли очень большое количество мировых икон андеграунд-сцены, и количество желающих приехать в Одессу только возрастает. Одесский рейв славится за кордоном, артисты очень любят приезжать к нам, так как наша публика отдает очень много позитивной энергии. Также у нас в Одессе есть довольно любимые далеко за пределами Украины артисты: Alex Tune, Prid Prod, Fat Frumos и другие».
В среднем техно-тусовка длится от 12 часов. За это время диджеи за пультом меняются несколько раз, а у рейверов открывается второе, третье иногда даже четвертое дыхание.
Некоторые психологи полагают, что рейв является одной из форм эскапизма 21 века. Когда попадаешь в поток электронной музыки, забываешь о проблемах на работе (которые напомнят о себе уже в понедельник), дэнсишь рядом с профессором или выпускником и не допускаешь в голову лишних мыслей. В такой атмосфере проще социализироваться и заводить знакомства – тебя окружают единомышленники. «Сегодня молодым людям нужны абсолютно другие вещи, чем было, к примеру, еще двадцать лет назад. Люди стали свободнее, виды искусства приобрели новые формы выражения, люди стремятся быть настоящими», – делятся своими наблюдениями организаторы POVITRYA.