Многие в детстве проходили Super Mario или рубились в Mortal Kombat на «Денди» или PlayStation. Есть люди, которые увлекаются ретро-играми и сейчас. Они коллекционируют старые консоли и отыскивают видеоигры на дисках и картриджах. Николай Яковенко, собирает старые консоли и проводит вечеринки ретро-игр: Я с детства играю в разные видеоигры. Но в детстве, ввиду не лучшего финансового положения, мои родители не всё мне могли позволить. Первая Sony PlayStation у меня появилась достаточно поздно. А потом у меня уже не было приставок, я перешел на ПК.
Где-то в 2014 году товарищ предложил мне поиграть в Sony PlayStation 2, которой как раз у меня в детстве не было. Конечно, я согласился, забрал её к себе на пару месяцев и решил пройти всякие старые интересные игры. Оказывается, о многих из них я в детстве не знал. Сейчас я уже могу купить себе то, что мне не могли позволить родители. Я решил попробовать и другие приставки, и в результате собрал целую коллекцию.У меня уже около 20 приставок. Есть и стационарные консоли, которые подсоединяются к телевизору, и портативные приставки: Game Boy различных поколений, приставки от Sega. Это консоли от конца 1980-х до начала 2000-х годов. Сейчас я хочу найти что-то более раннее или более позднее. Например, у меня нет ничего из последних поколений, вроде третьей-четвертой «Соньки». У меня нет X-Box 360, но есть самый ранний X-Box 2001 года выпуска.
Приставки я нахожу в основном в интернете. В Украине также есть довольно большой форум console-forum.com.ua, где собираются люди с таким же заболеванием, как у меня. Они там чем-то обмениваются, продают-покупают приставки. Еще я частенько хожу на Староконный рынок, иногда там и приставку можно увидеть. Пару разу я абсолютно случайно находил там неплохие вещи. Где-то раз в полгода мне там улыбается удача.У меня есть одна очень прикольная Sega – она, кроме картриджей, читает CD-диски. Её на прошлый день рождения мне подарил друг, которому эту приставку еще в 1990-х годах купили родители в Испании. Она классная, в рабочем состоянии, с кучей фирменных дисков.
Еще у меня есть большая портативная консоль Sega Game Gear 1990 года выпуска. Это первая портативная приставка с цветным экраном, правда, размером чуть больше спичечного коробка. Она удивляет людей, потому что у нас такого тогда никто не видел.Одна из моих любимых консолей – Nintendo 64. Это приставка середины 1990-х. Помню, впервые я её увидел, когда мне было лет шесть или семь. В одном из компьютерных клубов, где все играли в Sega, была одна такая приставка. У нас она была очень редкой. Не знаю, как её занесло в Одессу. На то время у неё была очень хорошая графика. Это было классное воспоминание из детства, а теперь у меня есть две такие. Есть коллекционеры, которые собирают только лицензионные игры в оригинальной коробке, с буклетами. А лучше, чтобы игра была еще не распечатанной, и ты был первым человеком, который разорвал упаковку. Или даже не разрывал, а оставил внукам. Я таким не увлекаюсь. Игры на дисках можно пиратить, и я этим занимаюсь. Не вижу смысла тратить деньги, если можно записать игру на болванку. Не думаю, что я наношу какой-то корпорации урон из-за того, что скачиваю игры 20-летней давности. С играми на картриджах сложнее. Их можно найти на Староконке и в интернете. Есть китайские клоны, которые продавались у нас, и оригинальные картриджи. Кроме того, сейчас делают флеш-картриджи, куда можно вставить SD-карту. То есть, можно записать образ игры, засунуть туда и играть. Но они дорогие: флеш-картридж на Sega может стоить около трех тысяч гривен.
Почти все мои приставки в рабочем состоянии. Конечно, они понемногу выходят из строя, но пока никаких серьезных поломок не было. Они хорошо сделаны. Такую приставку “убить” можно, но сложно.На этой неделе у нас прошла уже третья вечеринка ретро-игр. Когда я начал организовывать такие мероприятия, ко мне подходили ребята и говорили: «Чувак, у меня тоже дома коллекция. Как круто! Я узнал, что есть еще такие люди». Когда я начал увлекаться старыми приставками, то думал, что я один такой больной в нашем городе. Оказалось, что нет.
Когда в Одессе появляется какая-то прикольная приставка, то её просто рвут. Чтобы её ухватить, нужно звонить по объявлению в первые десять минут. Недавно от меня “ушла” одна очень классная приставка, которой у меня пока нет в коллекции. Я позвонил продавцу и сказал, что готов предложить любую цену. А он говорит: «Извини, уже едет другой покупатель».У кого-то в Одессе больше приставок, у кого-то – меньше. Меня это даже мотивирует. Ко мне приходили люди и говорили: «Неплохо, но у нас есть приставка, которой у тебя нет». Например, мне сказали, что у меня нет Super Nintendo, и через две недели я нашел хорошее объявление и купил её. Я проводил посиделки с играми и на «Гешефте», Sunday Market, разных летних ярмарках. Ко мне приходили разные люди: и 20-35 лет, которые застали всё это, и совсем школьники, которым о старых играх рассказали родители. И они рубились в эти игры где, казалось бы, старая графика – но с таким самозабвением!
Однажды на «Гешефте» ко мне пришли родители с ребенком. Видно, что богатые люди. Мальчику лет семь, у него на руке Apple Watch, есть самый последний iPhone. Я думаю, что у него дома – и хороший компьютер, и много игр. Но он сел играть в древнейшего Super Mario и вместе с отцом просидел полдня.
Любители ретро-игр на зимнем «Гешефте»
Мне нравится общая эстетика старых игр. Наверное, больше всего я люблю игры из серии Doom, а также Quake, особенно ранний. Он божественный! Вообще Doom и Quake – это одни из первых «шутеров». Это как The Beatles в мире музыки – с них всё началось.Если говорить о консольных играх, то я постоянно открываю для себя что-то новое. Например, прошлой зимой я проходил игру Shenmue для Sega Dreamcast. Это эпичная сага на трех дисках, очень кинематографичная игра с драматичным сюжетом о поисках убийцы отца. Она вышла в 1998 году и была на тот момент самой высокобюджетной игрой в мире. Её сложно причислить к какому-либо жанру, там нужно просто жить! Ты ходишь на работу, по вечерам пьешь в каких-то барах или дерешься.
Я надеюсь, уже нет мифов о том, что девушки не играют в видеоигры, и что парни, у которых много приставок, не имеют личной жизни. Мы играем вдвоем с моей девушкой и общий семейный бюджет тратим на приставки. На 8 марта я подарил ей Super Nintendo.Конечно, сейчас игры с консолей можно эмулировать на ПК, купить джойстики и играть. Но я не хочу так делать, потому что это совсем не то. Удовольствие – в старой аутентичной вещи. Ты берешь старый диск или картридж, вставляешь его в приставку – это целый процесс. Можно, например, выпить старого выдержанного виски, а можно, наверное, взять какую-то таблетку, которая даст тебе такой же приятный эффект, но ты будешь понимать, что это не то. Когда у тебя есть вещь, ты видишь, как она жужжит, работает. Ты добываешь кусочек детства, приносишь домой, ставишь на полку, смотришь на него, он тебе нравится, вызывает много хороших воспоминаний. К тебе приходят друзья и говорят: «Как классно!» А так, что – включишь им эмулятор, скачанный за две секунды? Игра, может, и запустится, но это же не то. Ты как будто эмулируешь свое детство.