На знаменитый одесский базар приходят не только за литературой. Предприниматель с «Книжки» рассказал Маяку, как устроен обмен валют на рынке, кто приходит за дисками и почему лучше не покупать здесь импортную еду.
Я работаю на «Книжке» уже много лет. Устроился реализатором на лоток с дисками, проработал какое-то время, а потом арендовал место и начал свое дело.
В основном, все перешли на торговлю продуктами из Европы, которые привозят сюда контрабандой. Продают еду, которой пока нет в наших супермаркетах. Продукты преимущественно из Италии и Германии. Всё началось лет пять назад с кофе и оливкового масла. Кто-то привозил их из Европы и решил попробовать продать.
Деньги на «Книжке» меняют все. Практически к каждому столу привязан валютчик. Обменом денег может заниматься сам владелец лотка. Есть вариант, когда человек приходит к столу с книгами и спрашивает: «Можно я буду тут с тобой сидеть и валюту менять?»
Не думаю, что человек со стороны может просто прийти на «Книжку» и начать здесь торговать. За деньги сюда попасть нельзя – только по рекомендации через знакомых. Свободных мест на «Книжке» нет и никогда не было. Бывало такое, что один стол перепродавали пять раз. Выкупить лоток невозможно, потому что все места принадлежат рынку. Купить можно только право аренды. Его продавали и за 30 тысяч долларов. Люди платили и быстро отбивали эти деньги.
Пару раз в год случаются полицейские рейды. Но это всё несерьезно. Иногда о проверках предупреждают, иногда – нет. На «Книжке» всё спокойно, нет воровства. У нас есть старшие и уважаемые люди, которые решают вопросы. Они являются гарантами порядка. Мы все один коллектив и стоим друг за друга.

Сейчас люди приходят на «Книжку» и валюту поменять, и кофе попить, и купить что-то домой. Сюда идут те, у кого есть деньги. Никто не жалуется на отсутствие клиентов. Покупателем считается тот, кто смело платит за что-то нормальную сумму, а не тот, кто торгуется и просит скидку. С такими на «Книжке» даже не разговаривают.Люди, которые работают на рынке с самого основания, до сих пор продают книги: учебники, художественную и техническую литературу. Есть несколько точек с книгами определенных категорий: автомобильная литература, старые и редкие книги. Некоторое торгуют более дорогим сегментом: подарочными изданиями, книгами в кожаном переплете. Их покупают наши местные депутаты. Есть книги и по пять-десять тысяч долларов. У продавцов книг по сей день хороший оборот, они нормально зарабатывают. Дисков на рынке уже почти не осталось – только два маленьких магазинчика. Эта продукция уже не очень востребована. Но так как торговцев дисками осталось всего двое, они еще выживают, что-то продают. Для них это уже как хобби.
Была история, когда пришел какой-то бездомный и непонятно зачем накупил дисков на две тысячи долларов. Вообще есть много сумасшедших, которые покупают все новые диски с фильмами. По-моему, они дома больше ничем не занимаются, а только смотрят какую-то ерунду. Приходит много моряков, которые покупают программы и фильмы в рейс.На дисках продаются фильмы, скачанные из интернета. Чаще всего спрашивают новинки и сериалы. Многие не хотят заморачиваться, устанавливать какие-то программы, пользоваться торрентами. Это несложно, но некоторые еще по старинке любят смотреть кино с дисков. Чаще всего это люди за 40. Молодежь покупает только игры на PlayStation. Среди них много любителей травки, которые хотят покурить и поиграть на приставке. Естественно, родители покупают диски детям. Но в основном приезжают «мажоры», которые ничего не делают, но деньги у них есть, мама BMW купила. И под травой им кажется, что классно поиграть в футбол или еще во что-то.

Большая бутылка масла в Греции стоит три евро. У нас её оценивали чисто визуально: «За сколько же я смогу её продать? Выглядит круто, всё на иностранном, заграничный продукт… Пусть будет гривен 500» Сейчас цены уже начали просчитывать. Масло очень хорошо пошло, и потом ассортимент начали расширять.Чаще всего спрашивают сладости. Но нормальный человек пойдет в магазин и купит то же самое подешевле и посвежее. А на «Книжке» происходит так: парень едет на свидание, накупил всего, три тысячи гривен оставил. Для него это сто долларов – одна бумажка. А я думаю, что лучше бы он поехал в какой-то магазин. На «Книжке» продукты не очень классные.
Для того, чтобы тут продать еду и заработать, в Европе покупают максимально дешевые товары по акциям, с распродаж. Никто не купит там шоколадку за пять евро, потому что здесь её надо будет продавать за десять, а это очень дорого. Поэтому берут шоколад по 99 центов, чтобы сделать максимальную накрутку.Продуктов уже стали покупать намного меньше. Рентабельность вообще нулевая. У многих торговля продуктами отбивает стоимость аренды (500 долларов), а основной бизнес – это валюта.

Для того, чтобы зарабатывать, мы отталкиваемся от цен в обменниках. В основном, добавляем к этому курсу пять-десять копеек. Для всего рынка устанавливается единый курс валют. Но если вы мои друзья, я могу делать для вас такой курс, какой захочу. Даже в минус себе могу обменять.Для обычных посетителей рынка действует установленный курс, чтобы не было демпинга. Никто из валютчиков не имеет права завысить курс. Представьте, что никого не знаете на «Книжке», подходите к первому попавшемуся валютчику, а он говорит: «27,70». Вы обходите весь рынок, и тут кто-то сказал вам курс на пять копеек выше. Другим обидно, ведь мы все в одной команде. Если такого человека вычисляют, он платит тысячу долларов штрафа. У нас был один парень, который за месяц заплатил штраф три раза.
