12 февраля 2015

Работник недели: Графический дизайнер из Одессы

designer Графический дизайнер: о танцующих медведях, кнопке «сделать офигенно» в Фотошопе и безумных заказчиках.

О детстве

Еще в детстве я занимался странными вещами – мой первый комп был очень слабым, туда не ставились игры, и работал только Ворд. Поэтому я игрался Вордом. Я брал клипарты из коллекции, встроенной в программу, и разбирал их на части, комбинировал, менял цвета, затем добавлял гиперссылки и был уверен, что сделал сайт. А до появления дома компьютера я «верстал» газету  – клеил на лист А4 разные журнальные ошметки, потом делал заголовки таким трафаретиком, писал текст и ксерил – выходила черно-белая газета.

О начале

Образование у меня, как и у многих коллег, не профильное. Пожалуй, я лишь пару раз встречал дизайнеров, которые окончили художественное училище или какие-то курсы. Чаще – ребят, которые волей случая оказались в профессии, ведь многим из нас приходилось слышать от родителей: «Сначала получи нормальное образование, а потом занимайся, чем хочешь». Вот так я потерял пять лет, сдавая экзамены по дифференциальным уравнениям и математическому анализу. Уже после первого курса я начал паниковать – осознал, что все меньше понимаю, что происходит на парах – даже не потому, что просыпал или халтурил. Темп увеличивался, знания становились все более углубленными и запутанными. Сидя с другом на балконе за чашкой пива, я пожаловался ему на то, что буду бомжом и никогда не найду себе работу. Оказалось, что знакомый моего друга уезжал куда-то, а на его место в фотосалон искали «дизайнера» – ну там визитки, коллажи, реставрация старых фото, ретушь. Знания у меня были начальными, но я рискнул.

01

О работах

На месте выяснилось, что в фотосалоне важна скорость. То, что ретушь сделала из лица девушки на фото фактуру сковороды (такое себе лицо-блин), не так важно как тот скандал, который может устроить клиент, если заказ не будет готов вовремя. Именно тогда я постиг мастерство одновременной работы на трех компах и выучил почти все горячие клавиши фотошопа. Когда я начинал, соцсети еще были новинкой. В Фейсбуке никто не сидел, и работу найти было сложнее. После фотосалона я начал работать в рекламном агентстве, и оно было странным: я за полгода сделал всего пару макетов. Я работал очень медленно, потому как задачи были из областей, с которыми я никогда не сталкивался – векторная графика и верстка. Приходилось постоянно гуглить и смотреть уроки, тыкать во все инструменты. Однако именно такие штуки дают тебе возможность расти.

О фотошопе

Впервые я открыл фотошоп и сразу закрыл. Мне всегда казалось, что это какая-то волшебная программа с кнопкой «сделать офигенно». Не обнаружив этой самой кнопки, я расстроился и удалил программу. Уже спустя полгода я залез на форум с уроками и возобновил свои попытки постижения программы. Можно и нужно учиться по урокам. Даже если ничего не понятно – просто следуй инструкциям. Через какое-то время начинаешь понимать, почему создавал новый слой и что ты только что отрезал. Важно мониторить несколько сайтов с крутыми подборками каждый день. Если не понимать, какие тенденции сейчас актуальны в дизайне  – а там, разумеется, есть своя мода – то ты всегда будешь работать в фотосалоне и делать визитки грузоперевозчику Толику.

02

О заказах

Нужно, конечно же, собирать свое портфолио: самые удачные работы. Даже если их мало – отбирать только лучшие. Мониторить фейсбук – бывает, что кто-то ищет дизайнера, возможно, ищут именно тебя. А вообще слава и репутация идут впереди тебя, потому как многие обращаются по совету друзей или знакомых. Раньше я брался за все проекты мира, сейчас могу позволить себе отказываться от того, что мне не интересно. Или, почувствовав, что клиент «адовый», спрыгнуть. Понять, что он «адовый», не сложно – это когда к правкам присоединяются все родственники, секретарши и собаки, а ты  меняешь концепт на диаметрально противоположный всего за одно письмо. Лично я ни с кем не встречаюсь – это трата времени. Удобнее всего пользоваться почтой: заказчик формулирует задачу, возможно, показывает какие-то примеры. А ты, отталкиваясь от задачи, начинаешь раздумывать. Я не хожу по городу в поисках вдохновения (вопреки киношным штампам), просто сажусь за работу, начинаю набрасывать, а в процессе появляется видение того, что это будет. Большую часть времени я ровняю что-то, слежу за мелочами – не поплыла ли где-то обводка, все ли выровнено.

О результатах

Как-то я делал информационные листовки, которые потом моя знакомая видела расклеенными на базаре в Грибовке – возле ларьков, торгующих сушеной рыбой, вином, уличных магазинов мячей, надувных кругов и плавок. Это мило. Моя реклама каталась в киевском метро, висела в виде вывесок и фасадов. Удивительно работать через интернет, потому визитки с моим дизайном есть в Греции, флаеры – в Израиле и борды – в Краснодаре и Москве. Еще я рисовал фасад одному ресторану в Одессе.

03

О непредсказуемости

Однажды я пообещал сделать  кому-то важному открытку на утро, но совершенно забыл и ушел на день рождения. Там активно отмечал и уснул. Проснулся в 7 утра в панике и понял, что обещанного не выслал и вообще не сделал. Рисовал открытку на скорую руку. И что? Думал, будут проклинать – рисовал трясущейся рукой, лежа и с больной головой – но нет, утвердили с первого раза и передавали восхищения. А бывает, что работаешь как проклятый двое суток, делаешь красиво, а заказчик говорит: «Так, наверное выкидываем половину… Оставляем только последнюю часть… И можно без иллюстраций». А ты на эти иллюстрации потратил полжизни!

О заказчиках

Есть заказчики, которые совсем не вносят правок, а есть сумасшедшие, которые хотят на фоне медведя (!) «интересный фон, усыпанный танцующими медведями». Тут либо ты их, либо они тебя. Я берегу нервы и пытаюсь как-то отмазаться и не браться вовсе. Самое ужасное вот что: если у клиента есть семь дней на дизайн какой-то задачи, то пять дней он будет составлять бриф – то есть инструкцию, а потом будет требовать от тебя за одну ночь результата. Такие заказчики почему-то уверены, что днями и ночами сидишь у монитора в ожидании их писем.

 О художниках

В Одессе много талантливых ребят, которые рисуют, оканчивают Грековку, но не умеют пользоваться программами и переносить свои таланты в виртуальный мир. Тут все немного иначе, другие тренды. То, что сложно и долго рисовать, может оказаться не нужным. А я не умею рисовать и только учусь. У меня просто наметан глаз, есть понимание основ колористики и композиции. Конечно, нужно бы рисование подтянуть – на это никогда не хватает времени. А ребятам, которые рисуют, нужно прямо садиться и учиться. У многих из них талант! Нужно просто перенести его в плоскость графического дизайна и современных средств его воплощения.

Об этике

Я всегда работал только на политически силы, которым верил, если говорить о политических заказах. Книгу по сексуальному образованию сверстал бы с удовольствием, такое меня не смущает.
Комментарии