Мария Варна
05 октября 2021

Феминизм и толерантность. Как украинские телешоу начали продвигать прогрессивные идеи, сами того не замечая

Украинские реалити собирают миллионы просмотров на YouTube, их продают за границу, а нарезки видео растаскивают на мемы. Кажется, что еще недавно эти шоу было неловко и стыдно смотреть, а на экранах появлялись исключительно «правильные» эксперты — транслирующие мнение типичных консервативных родственников во время застолья.

Выйти замуж — это главное, ребенком занимается женщина, мужчина — защитник, слово «секс» даже произносить страшно. Но сейчас все поменялось: сквозь шаблонные представления о счастливой жизни агрессивно пробиваются идеи феминизма, толерантности, сексуального здоровья и даже принятия ЛГБТ. Если вас это удивляет, самое время найти на YouTube прогрессивное украинское телешоу. Какое именно — мы рассказываем ниже.

«Холостячка»

Главная идея: новая роль женщины

Одним из столпов, на котором до недавнего времени стояло украинское телевидение, оставалось шоу «Холостяк», где за внимание одного мужчины сражаются 20 девушек. Каждая из них, даже 18-летняя участница, уже мечтает о семье, детях, «каменной стене» и финальной поездке в закат с любимым. Шоу представляет набор архаичных установок и клише о семейных отношениях, где он — успешный и сильный богач, а она — красивая, скромная, но при этом сексуальная девушка. Самое оно для приверженцев конвенциональных союзов.

В прошлом году СТБ презентовало обновленный формат шоу, ставший куда более популярным: теперь пару выбирает не мужчина, а женщина — собственно, холостячка.

В названии использован ненавистный для многих феминитив, но в шоу нет и намека не пренебрежение или комичность. Главная героиня первого сезона — актриса, звезда сериала «Крепостная» Ксения Мишина.

На момент съемок ей «немного за 30», она разведена и воспитывает ребенка. В украинском традиционном обществе таких часто называют «разведенкой с прицепом»  и считают вряд ли нужной хоть какому-нибудь мужчине. Но СТБ выбирает именно Ксению в качестве самой желанной и свободной женщины страны. В проекте Мишину позиционируют как независимую личность, которая ищет равноправного партнера — не потому, что он «обязательно должен быть», а потому, что она хочет встретить понимающего и уважающего ее мужчину.

Холостяк — шоу в духе «таймкиллер». Каждая серия здесь длится около трех часов, так что у создателей достаточно много времени, чтобы обратить внимание зрителя на самые шокирующие моменты. Авторы последовательно «ведут» нас из серии в серию, подчеркивая современную и во многом феминистскую позицию Ксении.

Сразу же в первом эпизоде героиня ясно дает понять, что ей не интересны мужчины, заявившие в первую очередь о своем достатке — она сразу отсеивает нескольких таких кандидатов. Тем самым обращая внимание на знакомый тезис о том, что мужчина непременно должен зарабатывать — и очень много.

За сердце Ксении продолжают борьбу достаточно неоднозначные и разношерстные персонажи — «настоящие накачанные мужики», «сладкие красавчики» и «умные шутники». Спойлер: практически каждый из них фигурирует в шоу, чтобы «проработать» токсичный или изживший себя образ мужчины.

Так, в третьем выпуске Мишина участвует в групповом свидании (да, в этом шоу такое бывает, и да, это смешно) с агрессивным маскулинным Артемом, который при любом удобном случае заявляет о своей физической силе, и нежным Андреем, его полной противоположностью.

«Мною не будет управлять какая-то женщина», — сообщает Артем, который пришел на шоу, где все решения принимает женщина. А когда герой впадает в ярость во время свидания и начинает бросаться стульями, Ксения просто удаляет его с проекта. В финале эпизода героиня говорит о недопустимости насилия и абьюза. Ксения рассказывает о своем тяжелом опыте и призывает женщин не терпеть плохое отношение к себе. Сильное и важное заявление для передачи, основная аудитория которой — именно женщины.

В следующей, четвертой, серии поднимается тема отцов, бросивших своих детей. Мишина солидаризируется с бывшей женой одного из участников — Назара. Оказывается, он ушел не только от бывшей жены, но и от собственного сына. Цинично то, что наличие ребенка Назар использовал как козырь — способ понравиться героине, у которой сын того же возраста. Ксения, которая сама в одиночку воспитывает ребенка, выгоняет Назара.

Финал шоу шокирует многих: вместо того, чтобы выбрать будто бы классического «правильного мужчину» Алексея, Мишина выбирает комика Александра Эллерта. Потому что он — понимающий, добрый, терпеливый и смешной. Эти качества побеждают стереотипную обложку «богатого, успешного, сексуального» мужчины без эмпатии.

Главный плюс «Холостячки» в том, что это одно из немногих шоу, где женщина не занимает пассивную роль в построении отношений. Она выбирает, комментирует, отказывает и требует уважения к себе.

Героиней нового сезона шоу стала 35-летняя певица Злата Огневич.

«Супермама»

Главная идея: понимание современного материнства

Семейное реалити украинского производства стало новым форматом для национального телевидения. В каждом выпуске зритель  знакомится с четырьмя мамами — женщины ходят друг к другу в гости и оценивают соперниц по трем критериям: воспитание детей, хозяйственность и самореализация. Отдельные моменты комментирует психолог Дмитрий Карпачев — гуру украинских телешоу, участник скандальных и мемных проектов «Спасите нашу семью» и «Дорогая, мы убиваем своих детей».

Здесь все еще можно встретить бесконечные ссоры участниц и хайповые заголовки в духе «Инста-мама Настя завела ребенка для селфи?» Но одновременно с этим программа поднимает новые для украинского телевидения темы: вовлеченности двух родителей в воспитание ребенка, материнского выгорания, постродовой депрессии, ответственного отношения к рождению детей. В передаче можно встретить элементы новой этики: здесь говорят о толерантности, сексизме, равноправии, детском секс-образовании, домашнем насилии и современном подходе к материнству.

Передача явно располагает к себе зрителя с либеральным настроем. Ее структура построена таким образом, что даже если мамы-участницы транслируют токсичные идеи, в финале каждого выпуска их ждет возмездие от Дмитрия Карпачева. Чаще всего он проговаривает прописные, но все еще не усвоенные в Украине истины:

  • детей нельзя бить ни при каких условиях;

  • сексуальное образование необходимо;

  • гендерное воспитание в духе «мальчики не плачут», а «девочки умницы и красавицы» устарело;

  • мама тоже должна думать о себе и не обязана растворяться в детях;

  • отец должен принимать активное участие в воспитании детей;

  • ребенок тоже заслуживает уважения и права на мнение.

«Супермама» — одно из немногих шоу, где большое внимание уделяют справедливости и честности, а не поощряют конкуренцию между участниками.

Учитывая, что побеждает та женщина, которая набрала больше всего баллов по оценкам конкуренток, некоторые участницы умышленно занижают баллы. Даже в такие моменты их ссоры заканчивал Карпачев — человек, чье одобрение на этом проекте стоит всех баллов и подарочных корзинок с витаминами.

Так, в серии с Оксаной Кобелецкой, мамой одесских пятерняшек, Дмитрий вообще аннулировал баллы других участниц, решив, что они несправедливо осудили Оксану и поставили ей неправдоподобно низкие оценки.

Карпачев стабильно выступает «мерилом адекватности» мам. Так, несмотря на осуждение и шок конкуренток, он поддержал позицию толерантной мамы Ольги, которая читает детям книги о сексе — в том числе и гомосексуальном.

Программа получила продолжение в виде проекта «Супербабушка», где героинями выступают женщины постарше. Главный тезис, который транслируется на экране, также звучит достаточно современно: бабушки не обязаны воспитывать внуков и тем более спорить с родителями о методах воспитания. Бабушка — не родитель ребенка и не обязана превращаться в няню при появлении внуков.

Кстати, в одном из выпусков «Супербабушки» Карпачев объясняет зрителям такой термин, как «мизогиния» — беспричинная неприязнь по отношению к женщинам. А употребил он его, описывая момент шоу, в котором участницы постоянно критиковали конкурентку — ни о каком конструктиве, конечно, не шла речь.

«Хата на тата»

Главная идея: равноправие в быту

Этим форматом Украина может гордиться — шоу стало настолько успешным, что права на адаптацию выкупили в Польше, Франции, Литве и Латвии. «Хата на тата» признана «Лучшим новым форматом» по версии Национального совета Украины по вопросам теле- и радиовещания. Отснято уже 9 сезонов.

Суть основного конфликта такова: жена уезжает на неделю в отпуск, а мужчина остается один на один с домашними обязанностями и детьми. Потуги отца семейства выглядят забавно, а на YouTube можно найти десятки нарезок с героями, которые впервые делают уроки с малышами, пытаются приготовить ужин или накормить домашних животных. Хотя программу позиционируют как комедийную, в ней можно найти  «двойное дно» — например, показывается, какое количество неоплачиваемой домашней работы женщин остается незамеченным. К слову, многие герои передачи уже в середине выпуска каются, как могли не замечать подобный расклад дел.

Если в первых сезонах главным героям было максимально тяжело справляться с бытовыми задачами, то в свежих выпусках можно заметить, как сильно передача изменила вектор. Появились более ответственные и современные персонажи, которые транслируют идеи равного отношения к бытовым обязанностям.

«Беременна в 16»

Главная идея: сексуальное образование

Проект позиционировался как социальное реалити-шоу. Формат приобрели у компании MTV — речь идет о программе Sixteen & Pregnant.

Интересно, что программа «Беременна в 16» выпускалась при поддержке Министерства здравоохранения Украины.

В каждом эпизоде рассказывается история девушки-подростка от 13 до 17 лет — ее отношений с родителями, молодым отцом и его семьей, показывается период беременности и даже непосредственно родов. Процесс появления ребенка в некоторых выпусках демонстрировали практически без цензуры, делая акцент на том, что беременность — далеко не всегда легкий и радостный процесс.

Диалоги героев часто казались наигранными и неискренними, антураж квартир типичных спальных районов вгонял в состояние безысходности и транса. Большинство выпусков «Беременна в 16» выглядит как пропаганда против незапланированного рождения детей.

По словам авторов, шоу действительно преследовало важную цель — «предотвратить ранее и неожиданное материнство, найти причины этого социального явления и уменьшить количество абортов в Украине, а также привлечь внимание к сексуальному воспитанию подростков».

Самое важное: появление ребенка здесь показывают как сложный период, который радикально меняет жизнь, требует высокой ответственности и вряд ли поможет удержать понравившегося партнера. Особенно если будущие родители — сами все еще дети.

Полгода назад создатели шоу анонсировали новый сезон.

«Я соромлюсь свого тіла»

Главная идея: популяризация доказательной и превентивной медицины

Медицинский проект — адаптация британского телешоу Embarrassing Bodies (победитель премии BAFTA).

Выпуски реалити рассказывают истории людей с тяжелыми и необычными проблемами со здоровьем — на видео без цензуры демонстрируют опухоли, родовые травмы, ожоги, раны, последствия редких болезней или несвоевременного медицинского вмешательства.

Каждый сюжет условно делится на несколько частей: сами истории людей, попытки группы врачей им помочь, а также консультации украинцев в разных населенных пунктах. Если убрать шокирующие видео и подробности болезней, передача преследует важную социальную цель — мотивировать обращаться к врачам и делать регулярные чек-апы. «Я соромлюсь свого тіла» в свое время поднимало достаточно нетипичные для нашего телевидения темы — например, почему нужно наносить крем SPF, в чем важность психотерапии, как применяются ретиноиды при лечении акне.

Учитывая, что в Украине существует проблема несвоевременного обращения к врачу, программа выступила своеобразным триггером. По статистике, еще в 2018 году около 60% украинцев сообщили, что в принципе не обращаются к врачам.

читайте также
Комментарии