18 июля 2018

Заметки на полях Одесского кинофестиваля. День четвертый

Хронику ОМКФ 2018 на Маяке ведет кинообозреватель Сергей Лозовский: он рассказывает как о фильмах, так и об околофестивальной жизни.

Четвертый день ОМКФ ознаменовался неслабой грозой, подмочившей многих гостей, вынужденных прятаться под навесами, зонтиками и невысокими кронами декоративных деревьев на площади перед Фестивальным дворцом. И это было… весело. Не затяжной промозглый дождь, а свежий ливень, способный за секунду промочить до нитки, но проходящий быстро и без остатка, дающий свежесть и словно бы второе дыхание, необходимость которого к экватору фестиваля нарастает в геометрической прогрессии.

Главным фильмом вторника значилась новая драма Асгара Фархади “Все знают” с Пенелопой Крус и Хавьером Бардемом. Фархади – безусловный мастер создавать напряжение одними лишь диалогами и выдавать пиковые драматичные сцены в самых, казалось бы, бытовых ситуациях. Впрочем, на родной иранской земле ему работается лучше: фактура, персонажи — все работает на конфликт, прокатывая зрителя по самым настоящим американским горкам. “Развод Надера и Симин” и “Коммивояжер” не дадут соврать.

К сожалению, его европейские фильмы куда более вялотекущи, лишены нерва. Так было с французским “Прошлым”, так стало и с испанским “Все знают”. Тяжело было отделаться от ощущения, что иранец зашел на территорию Педро Альмодовара и там несколько заблудился. Впрочем, в фильме есть замечательный Бардем и интрига закручена достаточно лихо. Просто хотим напомнить, что если вы хотите посмотреть настоящего Фархади, обратите внимание на те фильмы, что он снимает на родине.

Куда интереснее было обратить внимание на конкурсную программу, где был презентован самый, наверное, душевный и теплый фильм из тех, что соревнуются за “Золотого Дюка”: “Три с половиной” режиссера Дары Гай. Совместная продукция Украины и Индии — вещь, прямо скажем, эксклюзивная. Дара Гай, она же Дарья Гайкалова — ошеломительно молодой режиссер из Украины. Этот фильм — ее дебют. Он был снят в Индии и рассказывает историю одного дома в Мумбаи. “Три с половиной” состоит из трех частей, каждая из которых показывает одну страницу в богатой истории дома, которому случилось побывать и школой, и борделем.

Каждая часть снята одним 40-минутным кадром (общая продолжительность фильма — два часа, это же индийское кино, а у них все, что меньше двух часов автоматически приравнивается к короткометражкам). Это три абсолютно разные истории, объединенные местом действия и маленькими, практически незаметными деталями. Тяжело не поддаться обаянию фильма, неловкому диалогу между проституткой и ее клиентом; трогательным отношениям двух людей, которые прожили вместе всю жизнь, но не превратили любовь друг к другу в привычку; веселой и одновременно грустной исповеди тяжелобольного деда, обращенной к забежавшему из школы внуку. Три обычных истории, каждая из которых одушевляет самый обычный дом. В этот момент особенно остро чувствуешь, что город — это не совокупность зданий, — это миллионы историй людей, живущих в нем. Именно они все вместе составляют душу города.

Впрочем, всех мечтателей очень быстро вернул на землю уже следующий фильм — “Жалость” греческого режиссера Бабиса Макридиса. Это черная комедия, рассказывающая историю одного адвоката, жена которого в результате несчастного случая оказывается в коме. Упивающийся жалостью окружающих адвокат в какой-то момент осознает, что более не может без этого наркотика сочувствующих взглядов и повышенной чуткости окружающих. И когда его жена возвращается в сознание и жизнь входит в привычную колею, он понимает, что готов на все, чтобы вновь испытать на себе жалость друзей и знакомых. Фильм неглуп, парадоксален и эксцентричен. В нем чувствуется влияние другого эпатажного грека, Йоргоса Лантимоса, но это, конечно, не копирование, а скорее, наследование творческой манеры знаменитого соотечественника.

Напоминаем, что в среду большой день, на кинофестивале покажут новый фильм Гаспара Ноэ и “Донбасс” Лозницы. Так что набираемся сил: нам будет, о чем поговорить.

Комментарии