
Сандерс, даже не являющийся членом Демократической партии, не впервые был близок к победе на праймериз: на выборах 2016 года он почти победил Хиллари Клинтон. Так кто он такой, что он предлагает, почему его любят бедные и не любят богатые и из-за чего противники обвиняют его в симпатии к СССР?
Берни Сандерсу 79 лет, он родился в Нью-Йорке в семье польских евреев-эмигрантов. Семья была небогатой, позже Сандерс говорил, что хорошо знает, что такое выбор самой дешевой одежды и отключение света за долги. И что этот опыт помогает ему разговаривать с простыми американцами. Будучи студентом, Сандерс вступил в Социалистический союз молодежи, боролся за гражданские права чернокожих, организовав первую в Чикаго сидячую забастовку, и стал участником Марша на Вашингтон за рабочие места и свободу — того самого, на котором Мартин Лютер Кинг произнес свою знаменитую речь «У меня есть мечта».

Берни 18 лет. Фото — James Madison High School
Вступив в близкую к социалистам партию «Союз свободы», Сандерс несколько раз баллотировался в Сенат, а также на пост губернатора штата Вермонт — и все выборы проиграл. Тогда, в семидесятые, он временно отошел от политики и основал некоммерческую компанию American People’s Historical Society («Американское народное историческое общество»), выпустил получасовую биографию Юджина Дебса — лидера профсоюзного движения и одного из организаторов Социалистической партии Америки. В политику Берни вернулся в восьмидесятые, вступив в борьбу за пост мэра Берлингтона — объявив, что хочет вырвать власть из рук миллионеров и передать ее простым людям. Простые люди вдохновились и словами, и поступками — Сандерс победил и позже переизбирался еще дважды.
С тех времен взгляды его не претерпели особых изменений: Берни Сандерс называет себя «демократическим социалистом» и в качестве примера общественного устройства называет скандинавские страны, которые предоставляют своим гражданам декретные отпуска и оплачивают больничные. Но социализм по-советски Берни никогда не привлекал — пусть политика и критиковали за симпатию к СССР и даже за проведенный в городе Ярославле медовый месяц. «Должно ли государство управлять рестораном через дорогу? Конечно, нет!» — сказал он в интервью Time.

Фото — Phil Roeder
В 1991 году Берни Сандерс наконец попал в Конгресс, свой пост он занимает и сейчас. Миллионеры в его речи уступили место миллиардерам — год назад политик заявил: «Не думаю, что они должны существовать».
«Многие американцы просто не знают, что социальное обеспечение в Америке гораздо хуже европейского, — говорил Сандерс в интервью Financial Times три года назад. — Не знают по большей части из-за того, что СМИ принадлежат корпорациям, из-за двухпартийной системы, где никто не задает по-настоящему серьезных вопросов. Знаете, сколько стоит поступить в университет [в Европе]? Это бесплатно. Как вы думаете, люди в США это знают? Люди будут говорить: “О, Берни, ты радикал”. Нет. Большая часть того, что я предлагаю, уже существует во многих странах».

Фото – Nick Solari
Сандерс выступает за бесплатную медицину и бесплатное образование в колледжах и многих университетах, бесплатные детские сады, масштабное строительство социального жилья, оплачиваемый отпуск по болезни и шестимесячный декретный отпуск. А также за большой пакет налогов для корпораций и физлиц с доходом свыше 250 тысяч долларов в год — с помощью которых по плану и будут реализовываться его идеи.
В 2010 году Сандерс стал героем всех новостей, когда восемь часов затягивал продление президентом налоговых льгот для богатых, внося в проект огромное количество поправок. Впрочем, к такой тактике он прибегал не раз, американские издания шутят, что его предложения настолько радикальны для Конгресса, что провести их в виде закона невозможно — и остается действовать путем поправок. Сандерс всегда выступал против смертной казни, сравнивая США в этом вопросе с Ираном и Саудовской Аравией, и еще с семидесятых призывал к отмене всех законов, направленных против гомосексуальности. А в своей предвыборной программе в первые сто дней президентства обещал легализовать марихуану на федеральном уровне.

Джо Байден и Берни Сандерс. Фото — Kevin Lamarque
В свою очередь, критики Берни Сандерса опираются не только на его симпатии к левым режимам (Берни, например, похвалил введенную Фиделем Кастро программу всеобщей грамотности на Кубе), но и оперируют цифрами, говоря, что его социальные программы требуют не просто больших, а колоссальных денег, которые не получишь, даже обложив корпорации налогами.
Тем не менее политик очень популярен среди демократов до 45 лет и латиноамериканцев. Основу его электората составляют люди с относительно небольшим доходом и не имеющие диплома о высшем образовании. И по мнению СМИ, именно благодаря явно не умеренным идеям электорат Сандерса наиболее лояльный по сравнению с другими кандидатами-демократами, что и делало его — причем дважды — одним из лидеров президентской гонки.