Дом Пшонки. Фото – Daily Mail.
Николай Чепелев, архитектор
«Быкоко» популярен среди людей, культурный уровень которых определяет это как «классический стиль, над которым не властно время». Эти ребята не очень понимают, что такое классика. Тем более, они не в курсе, что после классицизма или барокко человечество продвинулось в эстетических и функциональных взглядах на архитектуру и жилую среду. Кроме того, для такого типа людей стилистическая мешанина, позолота всего, что возможно — демонстрация статуса, того, что в западной модели цивилизации давно считается дурным тоном.
«Быкоко» очень четко отражает жизненные взгляды своих создателей. Мало того, эти взгляды устойчивы во всех слоях постсоветского общества. Если вы думаете, что большинство людей считает это безвкусицей, то глубоко ошибаетесь. Корни такого мировоззрения — в хрустале на полках буфета, югославских гарнитурах и вездесущих коврах.
Читальня во дворце Путина. Визуализация – ФБК.
Алиса Одно Анге, психотерапевт
Причинами тяги к подобному стилю могут быть следующие факторы:
- Компенсаторный механизм. Чтобы другие не подумали, будто ты ни на что не способен (глуп, не любим, всегда был беден), создаешь десятиметровую стену из роскоши.
- Попытка стать счастливым. Это возможность достигнуть счастья за счет других, ведь купленное обязательно должно быть показано — просто владеть им недостаточно.
- Социальное соревнование. У кого лучший дом (зоопарк, иконостас, машина, жена), тот и самый крупный хищник на районе. Признать, что ты, пусть гипотетически, но все же можешь утратить силу и власть, означает снова стать неудачником.
Каждый из этих пунктов требует немалого количества энергии и душевных сил. По-эпикурейски довольствоваться малым у таких людей не выходит — это символ слабости. С каждым разом усилий требуется все больше — покупки перестают заполнять пустоту и делать счастливым, «молодые самцы» не дремлют и норовят занять твое место, а компенсировать дефициты таким способом не выходит.
Для гармонии нужны безопасное пространство и способность к рефлексии, а то, чем окружают себя такие чиновники, само по себе выглядит довольно угрожающе.
У таких людей нет фантазии. Нет вкуса и стиля. Потому что все это требует инвестиций. Временных, душевных. Нужны музеи, тихие часы наедине с собой, уметь слышать другого. А здесь только работа по максимально устаревшему шаблону и большой иконостас вместо супер-эго.
Эталон чиновничьего стиля – дом Пшонки. Фото – Daily Mail.
Дмитрий Сивак, основатель архитектурной и дизайн-студии Sivak + Partners
Украинцы быстро привыкли к современным интерьерам в кафе и ресторанах, забыв, что «быкоко» совсем недавно было любимым стилем почти всей страны, а не только политиков. Интерьерные конкурсы ломились от классических проектов, а смеялись тогда над людьми, которые продвигали лофт и бетонные серые стены в квартирах. Дизайнерам казалось, что темные времена никогда не пройдут.
Но что-то чудесное произошло в сознании украинцев. После шальных 90-х и начала двухтысячных народ стал находить счастье не только в многоуровневых потолках и золотых колоннах с ангелочками. Люди перестали перекрывать вопросы самооценки интерьерами и поистине приблизились к европейским ценностям, где показывать роскошь — это моветон. В то время как политики в стране остались прежние и с ценностями средних веков.
Классические интерьеры оказались удобными для этих целей, так как за столетия в них были хорошо отработаны художественные приемы плотной утрамбовки денег в каждый квадратный метр. Современный интерьер столько денег не требует, сама философия современного интерьера просто этого не подразумевает. Барокко не виновато, в нем можно создать поистине великие интерьеры.
Проблема в сообщении, которое хотят передать владельцы: «Посмотрите, как я богат, как я чертовски богат, а вы, кстати, нет!»
Могли бы — просто лепили бы деньги на стены. Нужно показать достаток, повысить важность хозяина и заставить гостей почувствовать себя ничтожными. Неудивительно, что интерьеры, в которых не шло речи о красоте, выглядят убого.