07 августа 2017

Как «захватить мир»: в Одессе представитель международного акселератора ответил на вопросы IT-предпринимателей

В общественном пространстве 4City состоялась встреча с Энисом Хулли (Enis Hulli), представляющим венчурный фонд и бизнес-акселератор 500 Startups. 810_1922 Любая бизнес-идея стремится к осуществлению, и одним из важных инструментов для этого сегодня являются акселераторы, предоставляющие организационную и финансовую поддержку перспективным стартапам. Однако чтобы рассчитывать на эту поддержку, необходимо учитывать ряд факторов и соответствовать определенным требованиям. Каким именно – об этом и шла речь на встрече в 4City, которую модерировал Александр Борняков, управляющий партнёр WannaBiz.
Энис является Ассоциированным партнером в 500 Istanbul, – это венчурный фонд для стартапов на ранней стадии, который входит в глобальную сеть 500 Startups, одного из самых известных акселераторов и венчурных фондов мира. 500 Istanbul инвестирует в талантливых предпринимателей Турции и Восточной Европы. При этом Энис отвечает за инвестирование именно в стартапы Восточной Европы: он приезжает в Украину в поисках молодых компаний с глобальным потенциалом, готовых получить инвестиции.
810_1925 Что касается критериев, на которые обращают внимание инвесторы в стартапы из разных индустрий, то их немало, но наиболее значительной причиной для отказа может стать непонимание инвестором сферы, из-за её сложности и специфичности: примеров – медицина или фармакология. Спикер рассказал, что в турецкой бизнес-экосистеме все предприниматели, добившиеся заметных успехов – это выпускники лучших мировых вузов: Гарварда, Стэнфорда, Принстона и так далее. В их бэкграунде – опыт жизни и работы в США или других странах, поэтому они умеют смотреть на бизнес глобально. В Украине же подавляющее большинство предпринимателей живут здесь, они заканчивали местные вузы, мало кто жил в США, не говоря о длительном времени проживания. Но при этом украинские стартапы обладают этим глобальным видением и ориентируются на разные рынки, готовы к масштабированию. 810_1918 Энис подчеркнул, что для получения поддержки стартапу желательно уже иметь продажи в других странах. Это серьезный плюс к принятию решения, так как на собственном локальном рынке у предпринимателя чаще всего есть необходимые связи и понимание рынка. Если на местном рынке нет конкурентов – продать новшество не составляет труда. На других же рынках отрабатывается умение конкурировать и в принципе способность выживать не в дружественной среде.
Стартап, рассчитывающий на поддержку, может находиться на разных стадиях развития, сообщил Энис. Это обусловлено большой разницей между ведением бизнеса в red ocean (высококонкурентной среде) и blue ocean (когда конкурентов нет). В первом случае проект подвергается намного более тщательному анализу по маркетингу и готовности – это не может быть просто идея, уже должен быть продукт. Во втором случае – допускается наличие только идеи и бизнес-плана «по захвату мира».
Однако в обоих случаях стартапер обязан знать рынок лучше, чем инвестор. Если в процессе разговора выясняется, что инвестор осведомлен о рынке и конкурентах лучше претендента на инвестиции – это плохой знак. 810_1920
Комментарии