Таина Федосеева
07 марта 2020

История мастурбации с древности до наших дней

«Не придирайтесь к мастурбации. Это секс с тем, кого вы любите», — говорит персонаж Вуди Аллена в комедии «Энни Холл». За всю историю человечества отношение к мастурбации радикально менялось — она считалась как естественной и полезной, так и постыдной и ужасающей. Ей в вину ставили все мыслимые физические и психические заболевания. А один предприимчивый американский доктор даже заработал миллионы на своем всемирно известном изобретении (вы точно им пользовались), которое по первоначальной задумке должно было вылечить юношей и девушек от распространенного порока. Рассказываем, что думали люди о мастурбации тысячи, сто и десятки лет назад.

Онанизм как источник жизни

В древнеегипетской мифологии мужской мастурбации придавалось огромное значение: семя порождало жизнь и создавало миры. 

Ведущий британский археолог и египтолог Эрнст Альфред Уоллис Бадж в своей книге «Древний Египет: духи, идолы, боги» пишет: «Метод, с помощью которого бог солнца создал Шу и Тефнут, вероятно, не удивил полудикие народы, каковыми были египтяне додинастического периода, но представляется весьма любопытным, что их потомки — египтяне династический эпохи — увековечили память о мастурбации божества». 

То есть мир, по мнению древних египтян, появился так: бог-демиург Атум создал сам себя, а потом и вселенную, из его спермы родились Тефнут и Шу — боги дождя и воздуха, которые дали жизнь остальным элементам вселенной: создали небосвод, земную твердь и так далее. Воздавая почести богу, фараоны символично повторяли тот же процесс — торжественно онанировали в Нил. Который, кстати, тоже считался созданным из семени бога Хапи. Что уже говорить о боге плодородия, урожая, скотоводства и мужской половой потенции Мине, который изображался держащимся за собственный эрегированный пенис — это очень смущало египтологов Англии, которые фотографировали статуи бога лишь по пояс. 

Изображения бога Мина.

Изображения бога Мина.

О женской мастурбации во времена Древнего Египта известно немногое — она явно не была силой, создававшей миры. Зато женщины проявляли фантазию: по слухам, не подтвержденным историками, царица Клеопатра пользовалась вибратором из полой тыквы, наполненной живыми пчелами — вот так и появился первый вибратор.

Голод, который можно унять

В Древней Греции мастурбацию не воспевали, но и не осуждали — она была нормальной практикой, естественной и природной заменой половому акту. Но только если этот акт происходил наедине: философа Диогена порицали за публичное рукоблудие и прием пищи на городской площади — то есть для греков это были два одинаково оскорбляющих общество поступка. Диоген, судя по приписываемой ему цитате «вот бы и голод можно было унять, потирая живот», возмущенные высказывания соотечественников игнорировал.

А Аристофан в комедии «Лисистрата» (о женщине, организовавшей «сексуальную забастовку», чтобы остановить Пелопоннесскую войну между Спартой и Афинами) обзывает спартанцев, используя глагол «anaphlao», которым и обозначалось рукоблудие.

Изображение сатира, 560-550 годы до нашей эры.

Изображение сатира, 560-550 годы до нашей эры.

Английская исследовательница Рэй Тэннэхилл в своей книге «Секс в истории» пишет: «Для греков мастурбация была не пороком, а отдушиной, о чем имеется множество упоминаний в литературе <…> Милет, богатый торговый город на побережье Малой Азии, был центром производства и экспорта того, что греки называли «олисб», а более поздние поколения менее благозвучно – «дилдо». Этот появившийся в древнегреческую эпоху фаллоимитатор изготавливался из дерева или из кожи, которую чем-нибудь набивали. Перед использованием его обильно смазывали оливковым маслом. Среди дошедших до нас литературных свидетельств III века до н. э. есть небольшая пьеса, представляющая собой диалог между двумя молодыми женщинами, Метро и Коритто. Он начинается с того, что Метро пытается позаимствовать у Коритто ее дилдо. Коритто, к несчастью, одолжила его другой подруге, которая, в свою очередь, одолжила его третьей». 

Этот мимиямб — то есть короткая сценка — под названием «Откровенный разговор» был написан Герондом, он заканчивается тем, что Метро узнает имя мастера, изготавливающего такое приспособление, и отправляется к нему за покупкой. 

Некоторые философы того времени считали женскую мастурбацию даже полезной. И Аристотель, и Гален считали, что и женское, и мужское тело почти одинаковы, просто у женщин половые органы вывернуты наизнанку и находятся внутри, а не снаружи. И раз у мужчины есть эрекция, то она нужна и женщине — иными словами, для зачатия женщине необходимо испытать вагинальный оргазм. А мастурбация как раз помогает вызвать «необходимый жар» в гениталиях. 

Бесконечная Инь

Как писал голландский востоковед Роберт ван Гулик в книге «Сексуальная жизнь в Древнем Китае», согласно даосизму, мужчинам запрещалось понапрасну растрачивать свою энергию Янь, поэтому им рекомендовалось даже эякулировать как можно реже. Зато женщины обладали неисчерпаемым запасом Инь, поэтому в Древнем Китае к женской мастурбации относились весьма терпимо. Медицинские трактаты разве что предупреждали не использовать приспособления, которые «могут повредить покрытия чрева». Женщины тех времен использовали искусственные пенисы из слоновой кости или дерева, покрытого лаком. 

В эротико-бытописательном романе «Цзинь, Пин, Мэй» («Цветы сливы в золотой вазе»), опубликованном в 1615 году и долгое время находившемся под запретом из-за порнографических сцен, упоминается еще один предмет, применявшийся женщинами для мастурбации. Он носит название мяньлин («стимулирующий колокольчик») и представляет собой маленький полый серебряный шарик, который помещали в вагину. Во время полового акта он еще и мелодично звенел. Секс-игрушки тех времен собраны в китайском секс-музее в Тунгли, его коллекция насчитывает более трех тысяч эротических экспонатов.

Откуда тогда средневековая мораль?

Итак, нам известно, что на долю «язычников» выпадают культ тела и сексуальная свобода. На долю христиан — целомудрие, воздержание и болезненное стремление к девственности. Но когда же случился этот поворот, это «отречение от плоти»? Историк Поль Вейн предлагает точную датировку: во время правления Марка Аврелия (161–180). Император был аскетом, славился стоицизмом, а половой акт, по его мнению, сводится к «трению внутренностей и выделению слизи с каким-то содроганием». То есть в те времена уже существовала почва для того, что историки Жак Ле Гофф и Николя Труонг называют «великим поворотом тела против самого себя». 

Поэтому Поль Вейн утверждает даже, что «христиане ничего не подавляли — это уже было сделано», он считает, что «пуританская мужественность» существовала в ранней Римской империи (I-II века), задолго до решающего поворота к христианству. «Великое и неведомое событие произошло между веком Цицерона и веком Антонинов: метаморфоз сексуальных и супружеских отношений. В результате сексуальная мораль язычников стала как раз той, что легла потом в основу христианского брака». 

Декрет Грациана с комментарием Бартоломео из Брешии. Болонья, Италия, около 1340 года.

Декрет Грациана с комментарием Бартоломео из Брешии. Болонья, Италия, около 1340 года.

А дальше христианство придумало серьезное нововведение, во многом определившее историю следующих столетий: религия трансформировала первородный грех, ранее трактовавшийся как грех гордыни, в грех сексуальный. Так блуд, похоть и сладострастие постепенно стали эквивалентом наивысшего оскорбления Бога в системе «смертных грехов».

Грех Онана

Тут пришло время разобраться в терминах. Персонаж Пятикнижия по имени Онан, сын Иуды (не того, другого), был обязан взять в жены вдову своего брата и обеспечить рождение ребенка, который считался бы сыном и первенцем ее погибшего мужа. Этот обычай назывался левират, согласно ему вдова была обязана или же имела право вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа, в первую очередь — с его братьями. В Пятикнижии (Втор. 25:5-10) говорится так: «Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять её себе в жену, и жить с нею, — и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле».

Онан же пожадничал и, «когда входил к жене брата своего, изливал семя на землю, чтобы не дать семени брату своему» (Быт. 38:9), за что и заслужил смертную кару от Господа. Так и возникла путаница — согласно книге Бытия, Онан практиковал прерванный половой акт, но не мастурбацию. При этом в Библии мастурбация нигде не называется грехом, а слово «онанизм» было введено в обиход только в начале XVIII века благодаря анонимной брошюре Onania, которая распространялась в Лондоне и рассказывала об «ужасном грехе самозагрязнения, влекущем импотенцию, гонорею, эпилепсию и растрату способностей».

Но благодаря гибкому восприятию священных текстов, технически любое семяизвержение, которое не вело к зачатию, объявлялось грехом — даже поллюции, которые невозможно контролировать. Христиане с гневом обрушились на «manus turbare» — латинскую «рука тревожащую». Человечество постепенно начало осознавать, что действо, об этичности которого никто раньше особо не задумывался, есть отвратительный грех. 

Средневековые покаяния

Согласно канадскому профессору Дэвиду Мортону, в Средневековье все виды секса и его позы — кроме «миссионерской» — именовались коротким и ёмким словом «блуд» и были запрещены. Под строжайший запрет попадали также оральный и анальный секс и мастурбация — эти виды контактов не приводили к рождению детей, что было, разумеется, единственным поводом для занятий любовью. Нарушители карались сурово: три года (в среднем) покаяния и служения церкви за секс в любой из «девиантных» позиций. Дополнительно мастурбация каралась воздержанием от мяса в течение четырех дней для мужчин и более года для женщин. Правда, была опасность и посерьезнее: некоторые служители церкви считали, что от онанизма до мужеложества — один шаг. А вот мужеложество было грехом куда более тяжелым, в Англии и Германии за него можно было угодить и на плаху. 

Значок, найденный в Брюгге, Бельгия, 1375−1450 годы. Эротическая процессия.

Значок, найденный в Брюгге, Бельгия, 1375−1450 годы. Эротическая процессия.

 В «покаянных книгах» тех времен — сводах наказаний за разнообразные грехи — можно найти такие записи: «Вы сделали что-то, что некоторые женщины делают с предметами, имеющими форму фаллоса, размер которых соответствует греховности их желаний? Если да, вы должны каяться на все святые праздники в течение пяти лет!». 

То есть, несмотря на церковные запреты, фаллоимитаторы использовались и в Средние века. Но пока они не имели никакого более-менее официального названия, их обозначали названиями предметов, имеющих удлиненную форму — например, слово «дилдо» происходит от названия продолговатой буханки хлеба с укропом: «dilldough».

И касаемо запрещенных сексуальных поз: любопытно, что некоторые теологи того времени предлагали оценивать половые контакты более мягко, например, расположить допустимые позы в таком порядке (по мере возрастания греховности): миссионерская, на боку, сидя, стоя и сзади.

Значок, найденный в Ньивланде, Нидерланды, 1375−1424 годы. Крылатый фаллос со всадницей.

Значок, найденный в Ньивланде, Нидерланды, 1375−1424 годы. Крылатый фаллос со всадницей.

Богоугодной признавалась только первая позиция, остальные предлагалось считать «морально сомнительными», но не грешными. Мортон пишет, что, возможно, причина такой мягкости заключалась в том, что представители знати, нередко страдающие ожирением, были не в состоянии заниматься сексом в самой безгрешной позиции, и «Церковь не могла не пойти страдальцам навстречу».

Новое время и хлопья

Казалось бы, хуже Средневековья для всего телесного нет периода, но это не так. Потому что позже к религии присоединилась зарождающаяся медицина и началось то, что французский философ и историк культуры Мишель Фуко назвал «крестовым походом» против мастурбации, сопоставимым по своему размаху с охотой на ведьм, происходившей в XVI-XVII веках. Церковники и моралисты уступили место врачам, которые увидели в мастурбации возможную причину любой реальной болезни — как телесной, так и психической. 

В 1743 году английский медик Роберт Джеймс опубликовал свой «Медицинский словарь», в котором назвал онанизм страшным и неизлечимым расстройством, которое может повлечь за собой ужасные последствия. А в 1759 году швейцарский медик и ватиканский советник Самюэль Огюст Андре Давид Тиссо выпускает трактат «Онанизм» (L’onanisme. Dissertation sur les maladies produites par la masturbation), в котором, опираясь на упомянутую ранее лондонскую анонимную брошюру, доказывает, что мастурбация — а точнее, даже растрата семени — оказывает крайне негативное воздействие на нервную систему: вплоть до мигрени, судорог и высыхания мозговой ткани. 

Тиссо был известным врачом, он одним из первых описал все виды эпилепсии, внес важнейший вклад в изучение неврозов, а также сделал невероятное — написал книгу, в которой рассказал о медицине простым языком, то есть он был одним из пионеров популяризации науки. Но история запомнила его не за «хорошее», а за «плохое». Трактат «Онанизм» за полтора столетия выдержал 63 издания, а в 1793 году, появившись и в Российской империи, лег в основу «мастурбационной инквизиции» — так это явление назвал немецкий исследователь Людгер Люткехаус. Доводам Тиссо поверили даже Вольтер и Иммануил Кант. 

Словив волну хайпа, антимастурбационные трактаты начали выпускать и другие авторы — причем некоторые так старались углубиться в вопросы физиологии процесса, что могли даже ненароком научить пациентов новым способам онанизма.

Причем «страшилки» о вреде мастурбации распространялись не только в Западной Европе. 

Советский психолог и социолог Игорь Кон в книге «Клубничка на березке. Сексуальная культура России» писал, что на территории Российской империи в XVIII веке большой популярностью в народе пользовалась байка про юношу, который так сильно увлекся рукоблудием, что его пенис в конце концов превратился в змею и уполз.

В 1830 году во Франции вышла книга Le Livre Sans Titre (буквально «Книга без названия»), в которой с помощью иллюстраций описывались ужасные последствия греха рукоблудия. Боли в желудке, облысение, лихорадка, нарывы и струпья, паралич и бессонница —  вот что ждало того молодого и красивого юношу, который сойдет с верного пути. Брошюру отсканировали в университетском музее в американском Кливленде.

Вот так, по мнению авторов книги, выглядела эта трансформация:

Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title

Запуганные авторитетными людьми родители, да и сами юноши и девушки, начали использовать разные приспособления, призванные отбить всякое желание самоудовлетворения, следствием которого могла стать потеря здоровья.

Изобретатели спешно патентовали свои изделия: бандаж Стивенсона появился в 1876 году и позволял пристегивать пенис к бедру, из-за чего эрекция становилась болезненной, а сложное на вид устройство Боуэна использовало пружину, которая вырывала волосы из паха при любом неуместном случае возбуждения. На пенисы надевалось кольцо с зазубринами изнутри, гениталии девочек прижигались электрическим током или раскаленным железом, чтобы убить нервы, снизить чувствительность и, конечно, похоть.

Кольцо с шипами для предотвращения ночных эрекций.

Кольцо с шипами для предотвращения ночных эрекций.

Патент на антимастурбационный механизм В. Тодда.

Патент на антимастурбационный механизм В. Тодда.

Врачи рекомендовали на ночь укутывать детей в холодную влажную простыню, чтобы «остудить» желание, а возле кроватей монтировать устройства, соединенные с колокольчиками в спальне родителей — они могли сигнализировать, что в постели ребенка начались какие-то движения. Мальчикам запрещалось сидеть, положив ногу на ногу, чтобы половые органы не терлись и не сдавливались, а девочкам не разрешалось ездить на лошадях и велосипедах. 

На рубеже XIX-XX веков движение против мастурбации в США процветало. Главным его адептом был врач из Мичигана по имени Джон Харви Келлог (1852-1943), посвятивший всю свою жизнь пропаганде воздержания. 

Келлог, принадлежавший Церкви адвентистов седьмого дня, которая проповедовала скорый конец света и второе пришествие Христа, искренне верил, что секс вреден для души и тела. Поэтому с женой — а у него все же была жена — он воспитывал исключительно приемных детей.  В 1887 году Джон Харви выпустил книгу «Простые факты для стариков и молодых: понимание естественной истории и гигиены органической жизни», в которой перечислил все ужасы мастурбации, а также 30 симптомов, по которым можно вычислить того, кто в тайне предается греховным развлечениям. В их числе любовь к острой пище, скука, бессонница, застенчивость, влажные и холодные руки и так далее. 

Доктор Келлог.

Доктор Келлог.

Методы противодействия доктора были весьма радикальны: девочкам он советовал прижигать клитор карболовой кислотой, а мальчикам делать обрезание. В «Простых фактах для стариков и молодых» он писал:

«Средством, которое почти всегда успешно применяется у маленьких мальчиков, является обрезание, особенно при любой степени фимоза. Операция должна выполняться хирургом без применения анестетика, так как кратковременная боль, сопровождающая операцию, окажет благотворное влияние на разум, особенно если это связано с идеей наказания за порок. Боль, которая продолжается в течение нескольких недель, прерывает практику мастурбации, и, если она ранее не стала слишком прочной, она больше не возобновится…» 

Самое страшное, что его методы стали популярны в американском обществе. Келлог даже открыл санаторий Battle Creek, где избавлял от «смертельного порока» тысячи своих пациентов. Практиковавшиеся там методы лечения были высмеяны в сатирической комедии «Дорога на Вэллвилл», где роль Джона Келлога сыграл Энтони Хопкинс.

Джон Харви полагал, что избавить от страданий может специальная диета: более вкусные продукты стимулируют сексуальную активность, а безвкусная еда обуздывает сексуальные импульсы. И чтобы спасти своих подопечных, Келлог придумал продукт, который сейчас можно назвать одним из самых популярных в мире: именно он придумал кукурузные хлопья. А брат Джона решил добавить в них сахар и в 1906 году зарегистрировал компанию Kellogg’s — мирового лидера в производстве сухих завтраков, оборот которой сейчас достигает миллиарды долларов.

Реклама хлопьев Kellogg’s

Реклама хлопьев Kellogg’s

Непонятно, как там с мастурбацией, но вот пищевые привычки американцев Келлог точно изменил.

Конец мифов о безумии

Отождествление мастурбации с безумием и источником болезней стало постепенно исчезать на рубеже веков — вместе с ослаблением религиозной морали и развитием современной науки. Хотя вплоть до середины XX века появлялись отдельные врачи, пишущие о роли самоудовлетворения в возникновении психических расстройств.  Например, в 1937 году украинцы Канады издали переведенное с немецкого пособие для родителей и педагогов «Онанизм у мужчин и женщин и его последствия».

Там все то же, что и два столетия назад: страшилки о том, что «сладострастников» ждут эпилепсия, глухота, слепота, потеря памяти, туберкулез, вздутие живота, лихорадка, головная боль, импотенция, а в итоге — попросту самоубийство. «Жизнь не представляет для них никакой ценности, и в конце концов им грозит паралич». В пособии рассказывалось о нескольких «реальных» случаях, например, о девушке, которая из-за мастурбации в 24 года выглядела на 50 и вскоре умерла.

Но подобные книги и брошюры издавались все реже.

Русский философ и литературный критик Василий Розанов одним из первых ощутил новое веяние, связанное с постепенной легитимизацией мастурбации. Он писал: «Среди своих товарищей онанист — как арабский конь среди битюгов. Весь „Декамерон“ — плод онанизма Боккаччо и написан для онанистов-читателей. Вся французская живопись — это галерея женских тел в разных позах, плод мужского онанизма». Врачи даже начали осторожно рекомендовать самоудовлетворение: женщинам для излечения от истерии, а мужчинам — вместо посещения проституток. 

В СССР избавляться от «дурной привычки» советовали трудовой нагрузкой и спортом. В книге «Школа и половой вопрос» автор И. Симонов писал: «Работа в научных кружках, на станциях юных натуралистов и техников, занятия спортом, туризмом, проба своих творческих сил в поэзии, литературе, различных видах искусства, в общественной деятельности настолько захватывает и отвлекает внимание от половых переживаний, что подростки, юноши и девушки легко справляются с ними». Тем не менее особо бдительные вожатые, учителя и родители прибегали к старинному способу предотвращения беды и заставляли детей и подростков засыпать, положив руки строго поверх одеяла.

Брошюра «Революция и молодежь», издательство Коммунистического
университета им. Я. М. Свердлова, 1924 год

Брошюра «Революция и молодежь», издательство Коммунистического
университета им. Я. М. Свердлова, 1924 год

Впрочем, периодически появлялись публикации, в которых мастурбация и вовсе называлась буржуазным пережитком прошлого. В брошюре «Онанизм», выпущенной А. Н. Гореловым в 1963 году, сообщалось: «Онанизм — чрезвычайно широко распространенное явление в животном мире. О. можно встретить у обезьян, собак, кошек, лошадей, быков и даже слонов. В царской России О. был широко распространен и среди людей. Великая Октябрьская Социалистическая Революция с корнем подорвала основы этого буржуазного явления».

Очень много для сексуального просвещения в СССР в 1970-1980-е годы делал психолог и сексолог Игорь Кон, работа которого упоминалась в тексте ранее. Он писал, что мастурбация массова, бороться с ней нет смысла, к тому же она служит средством разрядки полового напряжения, вызываемого физиологическими причинами. Кон настаивал, что беседами о нравственности решить проблемы нельзя, вместо этого юношам и девушкам надо рассказывать о противозачаточных средствах, повышая их сексуальную грамотность. 

Только в 1972 году Американская медицинская ассоциация наконец-то заявила, что мастурбация — это нормально. Но, несмотря на современные многочисленные статьи и исследования, которые говорят, что самоудовлетворение приносит куда больше пользы, чем вреда, отношение общества к мастурбации по-прежнему осталось очень противоречивым. 

Источники иллюстраций: History.com

The British Museum

Wikimedia Commons

New York Public Library

Синология

Комментарии

Залишити відповідь до Inna Harbuz Скасувати відповідь