Катя Etnies – одна из Rock djs Katie Etnies & Tyotya Lida, играющих рок на диджейском пульте: о просьбах поставить Тину Кароль, музыке для “раскачки”, собственном методе восстановления после вечеринки и пунше мира.
О начале
Все началось три года назад, когда в Полтаве проходил iPod-Battle, на который приезжал диджей канала MTV. Мы с Лидой ради смеха прямо посреди улицы решили, что примем участие. До этого мы музыкой не занимались, свои два года фортепиано я даже не беру в расчет. Стали готовиться, тренироваться – и так получилось, что среди примерно восьми-десяти команд мы каким-то чудом выиграли этот баттл. После этого наш знакомый арт-директор полтавского рок-клуба предложил нам попробовать сыграть рок-вечеринку. «Ты серьезно доверишь двум женщинам дорогостоящую аппаратуру?» – «Да, почему нет». Он нас обучил основам техники сведения композиций, а дальше уже было дело практики. Рок очень тяжело сводить – это не хаус и здесь, наверное, работаешь скорее интуитивно и на слух. Мы отыграли вечеринку на ура, всем понравилось, и мы стали играть на постоянной основе. Потом мы переехали в Одессу, о работе в этой сфере даже не думали, но так получилось, что она нас сама нашла. Мы получили одновременно три предложения и приняли решение играть в клубе True Man.О направлении
Мы привыкли, что клубная музыка – это хаус, техно, дип-хаус. А у нас направление другое, роковое. Мы берем рок-композиции, от инди-рока или электроник-рока до хард-рока и сводим их, и пытаемся мелодично связать, чтобы более-менее незаметным был переход от одной песни к другой. Может играть OneRepublic или The Killers, а потом System Of A Down. Лида всегда стоит с левой стороны, а я с правой, мы отвечаем каждая за свою деку и по очереди подбираем песни и сводим. Треки мы подбираем заранее, но всегда есть место импровизации, потому что можно подобрать одно, а потом на месте увидеть, что это точно не зайдет. Например, люди сегодня хотят олдскул, и им хоть бы что. Иногда мы с Лидой спорим о том, что поставить, такое бывает. Сейчас мы купили контроллер, который соединяет две деки – «вертушки», звуковую карту, секцию микшера и элементы управления деками в одном блоке. Раньше было больше ручной работы, например в синхронизации, а сейчас все можно делать автоматизировано. Компьютер хорош, конечно, но в рок-сетах целесообразнее ориентироваться «на слух».О помощи
На первом саундчеке в клубе – то есть настройке звукового оборудования и аппаратуры – к нам подошел звукорежиссер и с невозмутимым лицом выдал: “Видите – вот наклеечка. Ниже нее находятся огоньки. Когда горят зеленые огоньки – уровень звука приемлем. Когда горят красные – нет”. Бедняга увидел, что играть будут две девушки, и решил технику спасти. Мы, конечно, поблагодарили, улыбнувшись, и не стали расстраивать его, что эти азы пройдены год как.О настроении
Когда становишься на сцену и включаешь любимую музыку, все вокруг уходит на второй план. И если видишь, что людям нравится – они поют и танцуют так, как будто в последний раз – ради этого стоит работать. На раскачку хорошо идут Fatboy Slim – Rockafeller Skank, Offspring – Why Don’t You Get A Job, AC/DC – их любят и поют все, The Subways – Rock & Roll Queen. Кстати, The Subways в этом году собираются в Украину, и мы надеемся, что получится привезти их Одессу, поскольку мы общаемся с Билли Ланном, их вокалистом.О восприятии
Мы играли в разных городах Украины и ответственно можем сказать, что в Одессе прекрасные люди – искренние, добрые, творческие и восприимчивые. Сами одесситы очень удивляются, когда мы это говорим. В Полтаве можно было ставить только самое-самое известное. Шаг вправо – уже не то, люди уходят пить пиво. Мол, прикольно, но нет, мы лучше посидим. Воспринимается только Bon Jovi – It’s My Life, Nirvana – Smells Like Teen Spirit, Limp Bizkit – Take a look around – то, что знают все. А в Одессе мы можем поставить песни из новых альбомов – вот весной вышел новый альбом The Prodigy, мы ставили песни оттуда, и, хорошая новость – люди узнавали. «Наши» песни заходят тоже хорошо – Океан Эльзы, O.Torvald, Pianoбой, Бумбокс, Димна Суміш (это для меня одна из гениальнейших украинских групп), Esthetic Education, Кузьма Скрябин, Вопли Видоплясова, 5’nizza, SunSay. В 99% случаев заканчиваем вечеринку мы спокойной музыкой, например Radiohead. А иногда ставим что-то неизвестное, и люди все бегают с Shazam – что это за песня? Тяжело, когда нет отдачи – когда люди вялые или уставшие. Хорошо, что это бывает редко.О тишине
Кнопка «play» очень нежная, нажимается легко. А мы постоянно прыгаем, у нас очень активный сет и я могу волосами – особенно если они заплетены в косички – случайно нажать на нее. И все: только что люди вокруг орали и веселились, а тут резко тишина. И за доли секунды нужно понять, что же произошло и кто виноват. К счастью, мы уже научились ориентироваться в таких форс-мажорах. А бывало, что косички так же случайно нажимали нужные кнопки и идеально сводили треки, вот так. Иногда люди в порыве веселья случайно выдирают нам шнуры, опять же резко наступает тишина и что-то нужно быстро делать. Всегда спасает We Will Rock You. Начинаешь топать и хлопать, люди подхватывают и пока всем весело, технические баги исправляются и вечеринка продолжается. Импровизация – наше все.О поклонниках
Не раз кричали под сценой «Я люблю тебя!». Только на этих выходных я слышала «Катя, я люблю тебя! Я хожу в True Man только ради тебя!». Мы это очень ценим. Иногда просто идешь по улице, и слышишь: «О, это те самые девочки!». Недавно два квартала за нами гналась девушка – увидела нас и решила сфотографироваться и спросить, приедем ли мы в Киев. Иногда люди пытаются залезть на сцену и что-то нам сказать срочно-срочно, но ты стоишь и из-за громкого звука в мониторах абсолютно ничего не слышишь, и только улыбаешься и киваешь.О восстановлении
После сетов мы приходим домой в шесть-семь утра, на следующий день не вылезаем из кровати и благословляем человека, который придумал доставку еды на дом. Восстанавливаемся с помощью горячей ванны, солевого душа и максимального количества отдыха.О необычных вечеринках
Одна из странных вечеринок была в Черкассах, куда мы приезжали играть формат более хаусный, хаус-миксы на рок. Но мы пошли против системы и стали играть исходники, а не миксы рока. Это настолько хорошо зашло! К нам подбегала девочка с просьбой: «А Papa Roach поставьте!». Еще мы играли на закрытии летнего True Man: было больше тысячи людей, и в толпе передавалась из рук в руки огромная чаша с пуншем, все пили этот пунш мира. Это было одновременно невероятно и странно. Во время ирландской вечеринки к нам под сцену подошли двое или трое ребят в килтах и просто подняли эти килты – «Эй, девочки!». А под килтами ничего. А нам еще им в глаза потом смотреть. Хорошо, что только в глаза.О просьбах
Недавно подошла девушка и с наивным взглядом попросила поставить Тину Кароль. Я смотрю на нее и думаю, как бы ее не обидеть, ведь это не наш формат. Записочки “поставьте Депи Шмот” мы тоже получали, как и просьбы поставить drum’n’bass или Gangnam Style. Одно время мы часто шутили c нашим звукорежиссером, что следует поставить Макса Коржа – мол, это мега-неуместно, – и однажды к нам таки подошел молодой человек с просьбой:«Девочки, Коржа поставьте!». И как ему объяснить, почему мы хохочем? Последний раз нас просили поставить «Экспонат» Ленинграда. Мы отказали, но эти ребята после окончания вечеринки сами спели эту песню в четыре голоса. Очень часто у нас ломаются шаблоны – девушки в платьях и на шпильках, прекрасные феи с прическами могут наизусть петь System Of A Down или Rammstein.О главном
Самый бесценный момент работы – это летние рассветы и подпевающая любимым песням толпа. Летом каждые выходные ты стоишь на берегу моря и встречаешь солнце вместе с любимой музыкой и с любимой публикой. Эти ощущения переживаются каждый раз как впервые. И этому нет цены.