07 ноября 2020

Макабрические сладости. Культура шведских похоронных конфет

На погребении Адольфа Эмануэля Челлена всем присутствующим раздавали любопытные «сувениры». Они представляли из себя голубиные фигурки из сахара, восседающие на черных кружевах среди цветов из ткани, прикрепленные к черной гофрированной бумаге. Внутри каждого «сувенира» — небольшой леденец, на обратной стороне упаковки — душераздирающие строки, написанные матерью Адольфа: «Наш ненаглядный сын Адольф Эмануэль умер 28 октября. Мария Густав Челлен». Это происходило в 1884 году, сувенирами были похоронные сладости, которые тогда были популярны среди представителей шведского высшего класса.

Сегодня их очень сложно найти, разве что в музеях. Например, погребальное угощение Марии Челлен хранится в Стокгольмском музее Nordiska и является частью коллекции похоронных сладостей. Мрачное оформление таких конфет по достоинству оценили канувшие в неизвестность представители гот-субкультуры. Похоронную «кондитерку» украшали макабрическими сюжетами: могилы, кости, черепа, скелеты. Ненавязчивое memento mori с лакомством внутри.

Например, похоронная конфета по случаю кончины «госпожи Сведели» 1844 года. На ее обертке изображены череп, коса, песочные часы и ножницы, которые перерезают нить судьбы. Месседж считывается мгновенно.

Иногда похоронные сладости украшали стихами, цитатами или лаконичными строчками:

«Безмолвная темная бездна, все мы закончим вот так».

Поминальные конфеты раздавали на похоронах умерших всех возрастов. Например, в музее Nordiska хранится обертка от конфет с похорон Эрнста Акселя Якоба фон Поста, который родился 3 мая 1871 года и умер на следующий день после крещения. Присутствующим на похоронах раздавали конфеты, завернутые в белую бумагу, поверх украшенную черной этикеткой с изображением надгробия, черепа и арбалетов.

Надпись на конфете «Помни о смерти, тикают стрелки часов».

Надпись на конфете «Помни о смерти, тикают стрелки часов».

По данным журналиста Мэтса Бигерта, иногда некоторые сладости украшали бахромой, ее длина указывала на возраст покойника. Чем короче, тем моложе почивший. По другой версии, конфеты в белых бантиках с длинной бахромой раздавали на детских похоронах, а в черных и с короткой — на взрослых.

Следует учитывать, что в те времена сахар высоко ценили. Он входил также в состав похоронных конфет вместе с трагакантом (Высохшая на воздухе камедь, которая вытекает из трещин или надрезов стеблей или ветвей некоторых растений). Тем не менее конфеты не принято было есть.

Одну их похоронных конфет украсили восковой ручонкой ребенка.

Одну их похоронных конфет украсили восковой ручонкой ребенка.

Как утверждает куратор музея и автор книги «Сахар и сладости: культурно-историческое исследование потребления сахара в Швеции» Ульрика Торелл, некоторые кондитеры при изготовлении конфет использовали мел или другие дешевые компоненты, чтобы уменьшить расходы. Помимо экономических рассуждений руководствовались культурными — конфеты не были предназначены для потребления.

«Они были твердыми, как камень. Существуют десятки историй о детях, которые пожалели о том, что попытались полакомиться ими», — утверждает Торелл.

Есть такие конфеты было не только неразумно, но и считалось неуважением к покойнику.

В конце XIX века похоронные сладости распространились по всей Швеции. Они стали частью поминального ритуала не только среди аристократии, но и простого люда. Дело в том, что сахар, изготавливаемый из свеклы, стал намного доступнее. Это привело к появлению целой индустрии по производству похоронных сладостей.

Многие шведские кондитеры ежегодно объезжали типографии в Германии и Франции, чтобы запастись материалами для своих оберток. Типография позволила социальным низам самостоятельно изготавливать конфеты и приобретать этикетки у местных кондитеров.

Это привело к заметному изменению изображения конфет. Вместо черепов и надгробий на этикетках стали появляться ангелы, святые, Иисус Христос и Дева Мария.

Помимо похоронных конфет существовали свадебные, для крестин и на юбилей. Их упаковывали в бумагу ярких цветов, украшали розовыми лентами и изображениями детей и корон.

Культура шведских поминальных сладостей начала пропадать в 20-х и 30-х годах XX века вместе с легкодоступностью сахара и полностью канула в Лету в 60-х.

Сегодня единственное место, где вы, скорее всего, найдете эти кондитерские изделия, — это музей или чердак пожилого шведа. Некоторые, к слову, используют их как украшения на новогодние праздники.

Изображения — Atlas Obscura, Pinterest.

Комментарии