Оно было создано в 1991 году во Львове художниками Игорем Подольчаком и Игорем Дюричем, его название появилось из провокационных соображений. К появлению творческого объединения также имел отношение Роман Виктюк. Основной целью «ФМ» была популяризация контемпорари арт — тогда так просто называли современное искусство. Расскажем о пяти самых ярких акциях «Фонда Мазоха» — с архивными фото.
Art in Space
Украина была первой страной в мире, которая устроила выставку картин в космосе: «Фонд Мазоха» реализовал проект Art in Space на орбитальной станции «Мир» в 1993 году. На космической станции выставлялись две работы Игоря Подольчака: «Без названия», 1990 года, и «Взгляд сквозь», 1991 года. Работ должно было быть три, но последнюю из-за откровенно эротического содержания изъяли из экспозиции.
«Проект реализуется в космосе, здесь произведения искусства экспонируются вне обязательного культурного контекста: выставка, зритель etc. Здесь нет земного тяготения и объект раскован, движется, то есть обретает жизнь. Проект реализуется в двух антагонистических космических пространствах – человеческом (жалкой герметической скорлупке) и нечеловеческом (открытом и бесконечном)», — говорилось в описании идеи Art in Space.
Видеозапись с выставки зрители, помимо космонавтов, могли никогда не увидеть: на тот момент в Украине действовало еще частично советское законодательство, согласно которому все, что связано с космосом, было засекречено. Тем не менее кассета с записью смогла попасть за границу, и видео было опубликовано.
Мавзолей для президента
В середине девяностых «Фонд Мазоха» создал «мавзолей» для первого президента Украины Леонида Кравчука. Сооружение представляло собой трехлитровую банку со смальцем и шкварками, в которую поместили фото главы государства. Банку водрузили на электроплиту, при включении которой жир таял, содержимое в банке становилось прозрачным, и перед зрителем появлялось изображение президента.
Выставка с данным объектом открылась в Национальном художественном музее Украины 23 июня 1994 года. Стоит отметить, что акция проходила во время массовых шахтерских страйков на территории Донбасса. Тогда горняки требовали провести референдум о вотуме недоверия президенту и парламенту Украины, а также требовали автономию Донбасса как региона.
В июле главой государства досрочно выбрали Леонида Кучму. А до этого Администрация президента приказала закрыть выставку.
Фото — Вікіпедія.
«От актуальности президентских выборов до вопросов истории происхождения государства и его перспектив (во всей гамме отношений: гипертрофированный патриотизм — саркастическое неприятие), и далее — исторического лица, государственной мифологии, культур и цивилизации. Так широко взятый контекст требует практического сгущения смыслов в единую тему. Тема мавзолея является провокацией, разрушающей табу современного здравого смысла, и открывает возможности для любых исторических параллелей и политических спекуляций», — говорится в концепции акции.
Бєспрєдєл гуманізму
Украинский акционизм присутствовал и в российской политике 1990-х. Дюрич и Подольчак во время очередной предвыборной кампании 1995 года провели во Владивостоке акцию «Бєспрєдєл гуманізму». Художники открыли благотворительную лотерею, призами которой стали гробы.
Но было условие: каждый желающий может поменять свой выигрыш на пакет с водкой и закуской по цене гроба. Тех, кто согласился на подобные условия, практически не было. Акцию приехало снимать местное телевидение, и многие из выигравших сказали на камеру, что гроб в хозяйстве может пригодиться.
По словам учредителей «Фонда Мазоха», стало понятно, что даже в моменты острого кризиса человек все равно больше думает о духовном, а не о плотском, и вечные вопросы волнуют его больше.
Фото — из личной коллекции «Фонда Мазоха».
Zum Tag des Sieges von Herrn Muller — С Днем Победы, господин Мюллер
В 1995 году Дюрич и Подольчак переосмыслили место и значение новых государств в современной Европе. Они рассуждали так: в 1945 году Германия повержена и растащена на куски США, СССР и странами-союзниками. В 1995 году Германия — сверхдержава, СССР не существует. Кто победил?
«ФМ» воспользовался немецким телефонным справочником и выписал оттуда всех живущих в Берлине Мюллеров. Таких людей оказалось 5500 человек. Восьмого мая 1995 года все эти люди получили открытки «С Днем Победы» от «Фонда Мазоха». Это была круглая дата — 50 лет. Как говорят сами художники, они деконструировали дискурс «победители-побежденные» и поставили его с ног на голову.
Фото — из личной коллекции «Фонда Мазоха».
Последний еврейский погром
Последний еврейский погром был не во время Второй мировой войны, а в середине 1990-х в Москве. Акция проходила в Галерее Гельмана, тогда выставка «Фонда Мазоха» должна была стать частью большого проекта «Плохие новости из России». Дата акции была перенесена, что лишь подогрело к ней интерес, поскольку художники развесили по городу плакаты с надписью «Последний еврейский погром переносится…». «Погром» все же состоялся.
Зрителей не было, потому что на входе в экспозицию каждый должен был выбрать, кто он: «погромщик» или «жертва». «Погромщик» имел право делать все, а «жертва» не имела права покидать помещение, употреблять алкоголь и ходить в туалет до конца мероприятия. 90% гостей становились «жертвами», для участия нужно было подписать договор.
Все, кто выбрал себе агрессивные роли, имели право даже на осквернение любого предмета экспозиции. Например, «ФМ» привезли стилизованную могильную плиту с еврейского кладбища. На ней они выбили имена участников «Плохих новостей из России». В итоге ее использовали под стол для разлива алкоголя. На висевших «картинах» можно было рисовать.
На мероприятии было много алкоголя, и несмотря на то, что пить можно было только «погромщикам», они умудрялись поить «жертв» из своей тусовки. Но в туалет тех не пускали.
Одной девушке в итоге стало плохо, но ей так и не открыли дверь. Мужчина, с которым она пришла, был «погромщиком» — он отдал свои привилегии ей и ее выпустили. В конце мероприятия «Фонд Мазоха» провел аукцион, во время которого «погромщики» выкупали своих «жертв». Акция была по-разному воспринята, в том числе в вопросах безопасности арт-пространства, а украинское посольство в России выступило с ее критикой.
Иллюстрация — Екатерина Юськович.