«Реставрация старинных дверей — новый туристический маршрут» — это один из проектов-победителей «Общественного бюджета-2019», его подала организация «Мой дом Одесса». За 1 054 236 гривен предлагалось отреставрировать 11 дверей: на Екатерининской площади, 6 (две двери) и 9; Преображенской, 5, 11, 17, 18 (две двери) и 28; улице Гоголя, 14 и 19.
Двери на Преображенской решили демонтировать первыми. Реставрацией займется компания «Результат-99», а курировать работу с дверями будет Анатолий Изотов — кандидат наук в области архитектуры, в свое время он занимался реставрацией колоннады и продвигал петицию о возвращении профессии реставратора в Украину.
Согласно первому тендеру, который и выиграла компания «Результат-99», реставрация дверей дома на Преображенской, 17 обойдется в 276 тысяч гривен. На сайте также есть второй тендер, который тоже получил «Результат-99»: разработка проектной документации за 74 тысячи гривен. Итого — 350 тысяч гривен.
Если у вас в глазах рябит от цифр и фактов, то ниже мы приводим позиции трех главных участников истории — мэрии в лице Павла Остапенко, начальника управления охраны памятников культурного наследия; компании «Результат-99» в лице реставратора Анатолия Изотова и проекта «Тысячи дверей Одессы» в лице его руководителя Константина Емельянова.
Что говорят в мэрии
Проектная документация — основная деталь, которую стоит запомнить. Именно ее разработка делает реставрацию такой дорогостоящей. Это долго, дорого, но без этого — никак, объясняет Павел Остапенко. Несмотря на то, что проект реставрации подали на «Общественный бюджет-2019» еще в 2018 году, а реализовать должны были, соответственно, в 2019 году, первые двери демонтируют только в ноябре. Сказалась длительная экспертиза состояния дверей, подбор специалистов и получение разрешения на реставрацию.
«В Украине нет примеров создания проектов по реставрации дверей. Мы знаем, что этим занимаются во Львове и Ивано-Франковске, но они идут по другому пути. В настоящее время Одесса — первый город в Украине, где полностью разработали проектную документацию на реставрацию дверей как элемента городского исторического дизайна.
Мы сотрудничали с Мінрегіонбудом, чтобы они дали нам разрешение сократить объем проектной документации — для уменьшения расходов. Но, к сожалению, мы понимаем, что обработка бюджетных средств требует полной документации. Только на ее основе мы могли пройти экспертизу и получить разрешение от профильного управления Одесской государственной администрации», — говорит Остапенко.
В связи с подорожанием проектной документации стоимость реставрации одной двери составит 350 тысяч гривен. Учитывая, что изначально за миллион планировали отреставрировать 11 дверей, бюджет, мягко скажем, придется увеличивать. В мэрии признают это, но все равно надеются завершить реставрацию всех отобранных дверей. Вместо 1 миллиона теперь рассчитывают уже где-то на 3.
На вопрос, почему у горсовета двери стоят 14 тысяч долларов, а у проекта «Тысячи дверей Одессы» всего 2,5 тысячи долларов, есть ожидаемый ответ — всему виной проектная документация. Вокруг нее вертится цена, подготовка к реставрации и выбор подрядчика.
«Если мы обращаемся к частнику и отдаем ему двери на ремонт, то это действительно будет стоить те суммы, которые у нас в социальных сетях недавно озвучивались… Но мы работаем по закону, согласно государственным строительным нормам, а там есть определенные расчеты и сметы, для которых полностью разработана документация. На основе какой документации работают другие люди в нашем городе, я не знаю.
Единственный путь уменьшить расходы — создать муниципальную мастерскую, которая занималась бы восстановлением и реставрацией ворот, дверей, окон и других элементов городского дизайна. Мы сотрудничаем (с проектом “Тысячи дверей Одессы”. — Прим. “Маяка”), и я не хочу преуменьшать работу кого-то из них. Я знаю, что воссоздание дверей на Троицкой, 43 — это действительно большой объем работ. Но мы понимаем, что есть определенная процедура. Мы как государственный орган должны отчитываться. Если этого отчета не будет или будет не такой, как надо, то мы будем за это отвечать», — объясняет Павел Остапенко.
До конца года реставрацию дверей на Преображенской, 17 точно не закончат — сейчас ориентируются на середину января. Пока Остапенко общается с журналистами, за его спиной рабочие начинают демонтировать двери — за ними открывается вид на белый подъезд, на стенах которого сохранились картины, обрамленные лепниной. Вместо старинных дверей жильцам подъезда обещали поставить временные.
Здание на Преображенской, 17 является памятником архитектуры, только таблички на нем нет. «Это касается бюджетных расходов: нам не выгодно заказывать одну или две таблички. В начале этого года мы установили приблизительно 100 табличек. Мы сформируем по заявкам жителей новый список, там тоже будет около ста адресов, и тогда закажем новую партию», — говорит Остапенко.
Пока что денег нет и на создание комплексной городской программы реставрации дверей — в этом году, по словам чиновника, она не получила бюджетных средств.
Что говорят реставраторы
«Сложно делать по закону и дешево», — говорит Анатолий Изотов, который курирует реставрацию двери и отвечает за научное сопровождение проекта. По его словам, до тех пор, пока в Украине не вернут систему государственных мастерских, реставрация будет застревать где-то между бюрократическими вопросами и ценой на документацию.
«Культура реставрации не формируется на ровном месте, но, можно сказать, формируется на этой двери. Никто не будет отменять частные заказы, но если мы хотим получить качественный продукт за условно небольшие деньги, нужно говорить о создании государственных компаний, которые будут делать качественно. Частник либо будет подтягиваться к этой планке, либо уходить с рынка. Таким образом в дальнейшем мы получим фильтрацию по качеству работ и государственный контроль», — говорит Изотов.
Дело в том, что компания «Результат-99» также является частником. Но, по словам Анатолия, у нее есть лицензия и всю ее работу можно контролировать. Изотов признает, что проект «Тысячи дверей Одессы» работает гораздо дешевле, но уверен, что все вопросы «должны решаться по праву». При этом сам реставратор поддерживает волонтерский проект.
«С памятниками архитектуры должны работать компании, которые имеют лицензию. Есть система права. Если мы говорим, что государство идет на Французский бульвар и делает там что-то нехорошее и не по закону, то какие у нас могут быть претензии, если мы даже из благих побуждений игнорируем закон?
Все это (имеется в виду проект “Тысячи дверей Одессы”. — Прим. “Маяка”) работает до первого возмутившегося жителя. Если он появится, органы охраны культурного наследия должны будут отреагировать. Пришли к вам домой, сняли дверь, отнесли куда-то и сделали. Мы не видим этот процесс и не знаем, как это делают, поэтому цена дешевле. Если мы говорим про официальные госрасценки, порядок и закон, то, конечно, реставрация будет стоить дороже.
При этом мы слишком все усложнили и в погоне за хорошим упустили самое главное — памятник надо спасать, а время идет. Иногда нужно принять решение, а бюрократия нам его принять не дает возможности», — объясняет Анатолий.
Дверям на Преображенской, 17 повезло — они первые, по которым согласовали все документы и прошли 7 кругов государственных процедур. Но, к сожалению, многие из старинных дверей в сотнях домов Одессы не смогут подождать еще пару лет, пока по каждой из них согласуют сметы и документы.
В августе этого года мы писали о дверях в переулке Богданова. Их строители использовали как спасение от грязи — положили двери в болото и ходили по ним. Именно проект «Тысячи дверей Одессы» смог в тот же день забрать эти двери и отвезти их на склад.
«Нужно понимать, что у нас достаточно старая законодательная база, и, чтобы пройти все процедуры, вы тратите очень много сил и денег. Мы делаем те процедуры, которые необходимы для реставрации. Нам не нужно делать полностью проект. Мы вскрываем слой краски, видим все утраченные элементы, фиксируем и изготавливаем такие же вручную.
Мы делаем только то, что нужно, чтобы доказать те или иные работы. Реставрация — доказательная штука. Нельзя прилепить то, чего не было, или придумать что-то от себя. С управлением охраны памятников мы заключали договор — вызывали инспектора, который все фиксировал. Так город понимает, где эти двери находятся и что с ними происходит. Любой житель может обратиться к нам, мы приедем, вывезем двери, все задокументируем, и эти двери будут находиться в сохранности», — объясняет Константин Емельянов, основатель проекта «Тысячи дверей Одессы».
Бюрократия и прохождение всех процедур — то, чего не может себе позволить исторический центр Одессы. Конечно же, все нужно делать согласно закону, но при этом вряд ли закон разрешает строить балконы из вагонки на изящных фасадах, мансарды на памятниках архитектуры и выбрасывать старинные двери на улицу — почему-то к таким случаям мы не подходим столь скрупулезно.
Возможно, если в вопросах спасения архитектурного наследия большую часть времени и сил занимает работа с бумагами, то систему действительно нужно менять. Пока этого не случится, надежда остается на волонтеров или тех горожан, которые еще не соблазнились бронированными дверями для дома постройки XIX века.
Законное воровство. ” реставрация” в Одессе делается ногами , гробят дома…. Что это за цена на документацию? Колоннаду угробили, на Садовой дома угробили, специалисты хреновы. Ворье!
Ой, как же всё печально в Одессе !… Особенно когда занимаешься рестоврацией уже не один десяток лет. К стати, двери на Пушкинская -1.,- это моя работа. Похоже ,что проект по реставрации дверей в исторической части города, придумали для заработка денег чиновников….