Мария Варна
14 октября 2021

«Мой первый секс-просвет». Как «Секс в большом городе» формировал наше понимание отношений

«Секс в большом городе» уже давно не кажется гламурной историей про жизнь четырех женщин в Нью-Йорке, а спустя несколько десятилетий остается одним из самых правдивых рассказов про отношения, семью, любовь и дружбу. Настолько искренним и честным, что даже грядущее продолжение вряд ли сможет с ним конкурировать.

Женщины «по телевизору» еще никогда не говорили так открыто и свободно, обсуждая секс, феминизм, аборты, ЛГБТ-партнерство, физиологические подробности сексуальной жизни и беременности. Не скрывая неловкие и даже постыдные моменты из своих отношений с мужчинами. Поэтому неудивительно, что для многих зрителей шоу, начавшее выходить в 1998 году, оказалось своеобразной заменой секс-просвету.

Мы собрали истории наших читателей о том, как «Секс в большом городе» поменял их жизнь, и рассказываем, почему сериал со словом «секс» в названии оказался трогательной историей эмансипации и понимания себя.

Женская дружба

— Очень трудно найти человека, который любил бы тебя, несмотря на твои недостатки. У меня есть даже три таких человека.

«Секс в большом городе» — своего рода манифест женской дружбы. Без карикатурного лукавства, разговоров за спиной и борьбы за мужчин. Для счастья не всегда нужны секс (даже Саманте), романтика и богач-красавец. Зато обязательно нужны верные подруги и пара бокалов во время бранча.

Шоу ломает установку о том, что в роли «надежной спины» обязательно выступает «сильный пол». Ведь именно Шарлотта отдает Кэрри свое помолвочное кольцо, чтобы та могла выкупить квартиру; Кэрри приезжает утешить Шарлотту, пережившую выкидыш; подруги поддерживают Саманту, когда у нее находят рак, и Миранду, когда умирает ее мама.

«Не знала, что на похороны матери обязательно нужно взять мужчину. Не дай бог я пойду в траурной процессии одна, вот настоящая трагедия. Бог с ним, с гробом, главное, что за ним идет одинокая 35-летняя женщина», — говорит Миранда подругам на похоронах своей мамы.

«Мне нравится лейтмотив сериала. Семья — это то, что ты строишь с друзьями тоже. Семейные отношения с друзьями важны так же, как с мужчиной. В реальной жизни бесило, что друзья обесценивались — как будто они неважны. Я всегда кричала, что мои друзья будут наравне с моим парнем или мужем. Они — тоже моя семья, они тоже для меня важны».

Стефания

«Завжди вражала близькість дівчат. Пам’ятаю серію, коли в Керрі застряг тампон і Саманта пішла його витягати. Це круто, що ти можеш попросити у подруги про таку близькість. Що можна обговорювати чоловіків не тільки в романтичному плані, але ще й в сексуальному. Коли я виросла, практикувала цю тему з подругами — наприклад, кажу: “Дівчата, я купила вібратор, хочете про це поговорити?” Бо в “Секс і місто” сказали, що так можна робити. Є багато речей, які я досі повторюю, ми з дівчатами ходимо на сніданки по неділях».

Алина

Замужество и отношение к материнству

— Может ли член надавить на ребенка?

— А откуда, ты думаешь, берутся ямочки на щеках?

Все хотят быть Самантой (Ким Кэтролл), но мало кто хочет быть Шарлоттой (Кристин Дэвис) — в мире которой, как ошибочно можно подумать, все говорят только о замужестве, детях и ждут того самого принца из сказки.

Если смотреть шоу невнимательно, кажется, что Шарлотта — ханжа и консерватор. Но это не так. У нее есть секс, мужчины и проблемы с мужчинами, которые часто не понимают ее: стоит вспомнить, что шоу начинается с дилеммы: любовник просит Шарлотту заняться анальным сексом, а она этого не хочет.

Героиня Дэвис — один из самых сложных персонажей во всем шоу. Она ведет активную сексуальную жизнь, но мечтает о, казалось бы, совсем не прогрессивных вещах: детях, белом платье, большом доме. Желание завести ребенка становится для Шарлотты фанатичным, она выстраивает масштабный план и высчитывает время овуляции до минуты.

Все это может казаться абсурдным, но транслирует важную вещь:  современная женщина тоже может хотеть детей и видеть себя в роли матери. Именно на этом строится «феминизм выбора» — когда все, что выбирает сама женщина, является правильным. Ей не обязательно быть первой в гонке за независимость и карьерный рост. Ей вообще не обязательно участвовать в этой гонке.

«Именно Шарлотта повлияла на меня больше всего, хотя до 25 лет хотелось быть Самантой. Шарлотта показывает, что можно хотеть и иметь семью, детей и при этом не быть синим чулком — вечно сидящим дома, не имеющим подруг и своих интересов».

Анна

«Мене досі дивує, як Керрі старалася роками зліпити з гімна й палок стосунки з чуваком, з яким є лише біологічна сумісність у ліжку. Один із моїх най-найулюбленіших моментів — це коли Саманта, вже після того, як перехворіла на рак, сказала коханцю Сміту, що любить його, але йде від нього, тому що себе любить більше.

Це просто розрив мозку, адже треба мати величезну здорову любов до себе, щоб піти від коханої людини, бо любов до неї дискомфортна. Безмежна повага до персонажа Міранди: їхня історія зі Стівом —  це про любов і спільний ріст заради крутих стосунків. Колись мені не дуже подобався сарказм Міранди, але тепер вона одна з найулюбленіших моїх героїнь. Просто правду-матку ріже. Її тонкосльозість разом з брутальною “юридичною” холодністю дуже зворушлива».

Анастасия

Если сравнивать образ консервативной Шарлотты в одежде пастельных тонов  и Кэрри с сигаретой в руке и «больной» связью с мистером Бигом, то не так просто сказать, кто из этих двух женщин действительно легко воспринимает перемены и нестандартные ситуации. А еще умеет отстаивать личные границы. Шарлотта твердо знает, чего хочет, пока Кэрри хронически этого не понимает и проявляет инфантилизм.

В бесконечном поиске «принцев» Шарлотта в конце концов оказывается вместе с Гарри — «лысым, потным, покрытым волосами везде, кроме головы». Одним из немногих мужских персонажей в шоу, который воплощает здоровые и уважительные отношения.

«Именно с ним у меня самый лучший секс за всю жизнь», — говорит она. «Я не мог не спать с тобой, не целовать тебя, не видеть тебя. Я даже не думал, что такая богиня обратит внимание на такого, как я», — парирует Гарри.

«Был период, когда я была молодой соло-мамой и не хотела серьезных отношений — тогда Саманта вселяла в меня уверенность. А были моменты, когда я была точно как Миранда в серии, когда подруги усадили ее с малышом в такси и отправили домой. Мне эта сцена помогла принять позицию друзей и не хранить обиды. Я долго не понимала Шарлотту, которая искала мужа и создавала картинку идеальной семьи. Но привет, сейчас я — это она. Я поняла ее обычное семейное счастье».

Ольга

Не стоит забывать, что Миранда воплощает совсем другой образ женщины-жены и женщины-матери. Она узнает о незапланированной беременности тогда, когда Шарлотта борется с бесплодием. Героиня хочет сделать аборт, но в результате оставляет ребенка и отвергает предложение от бывшего, по совместительству отца малыша — Стива.

Сейчас нам сложно представить, насколько прогрессивен этот сюжетный поворот даже для начала нулевых. Ведь еще в 90-е американский вице-президент Дэн Куэйл мог позволить себе публично ругать комедийный сериал «Мерфи Браун» за сцену с появлением ребенка вне брака.

Миранда же осознанно выбирает соло-материнство и рассказывает зрителю обо всех неловких подробностях: оказывается, в беременности не так много романтичного, как все привыкли думать. Вместо этого женщина постоянно мучается от одышки, метеоризма и боится потерять работу.

История Миранды — это история нового и честного отношения к материнству. Когда воды так некстати отходят на брендовые туфельки подруги, грудь болит от молока, а между тобой и окружающим бездетным миром образовывается пропасть.

«Со временем мое отношение к Миранде менялось. Раньше мне хотелось быть красоткой Кэрри. Но чем взрослее становишься, тем ближе Миранда — это материнство, карьера, Стив. Для меня это самый глубокий персонаж. Раньше Миранда казалась странным героем в сериале про секс — она не такая уж красивая и сексуальная. Казалось, что заниматься сексом и говорить о нем могут только отборные красотки. Теперь я понимаю, что для нас просто подобрали разные типажи. Я рада, что на примере Миранды показывают, что секс — для всех».

Анна

Секс

— В барах запретили курить. Если так пойдет дальше, там запретят трахаться.

«Секс в большом городе» вовсе не сериал про поиск оргазма, но точно про гедонизм. И его амбассадором, безусловно, выступает Саманта Джонс — авантюрная зрелая женщина, умышленно отказавшаяся от всех формальностей вроде вступления в брак, детей или крепких долгосрочных отношений.

Не будем забывать, что каждая из главных героинь ведет активную сексуальную жизнь: меняет партнеров, пробует новое и обсуждает это с подругами. Далеко не каждый современный сериал может похвастаться таким количеством нетипичных интимных подробностей — например, что делать, если «он» пачкает нижнее белье; нормально ли переодеваться в мужчину, чтобы возбудить партнера, и каким становится секс, если твоему парню удалили одно яичко.

«Первое сексуальное образование я точно получила из этого сериала. Говорят, все подростки смотрят порно, а я смотрела сериал. Он научил меня свободно говорить о сексе — особенно с подругами. Помог жить свободной сексуальной жизнью и не стыдиться этого».

Ольга

«”Секс і місто” сформував право на мою сексуальну поведінку. У 13 років мене вразило, що жінки можуть хотіти сексу, можуть ним займатись з різними партнерами. Вільно говорити: “Мені не подобається”. Саманта, наприклад, якось казала чуваку, що в нього несмачна сперма. “Секс і місто” був для мене майже освітнім серіалом, що легалізував багато ідей: типу помастурбувати, коли ти чуєш, як займаються сексом сусіди. Героїні формували мрії щодо сексуального майбутнього.

Наприклад, ти розумієш, що оральний секс — це окей, а не якась принизлива дія. Згадаємо Шарлотту, яка казала “фу-фу-фу» та думала, що це брудно. Але була серія, де вона зустріла чувака, який робив це класно. Навіть Шарлотта, така правильна чувічка, змінила думку».

Алина

Обилие фактов может показаться неуместным, но их упоминание выступает в роли «шоковой терапии» и наконец-то учит говорить о физиологии честно. И пускай героини все еще наигранно занимаются сексом в лифчиках, а Саманта пользуется вибратором через штаны — спишем эти оплошности на время и подписание контрактов с актерами. Двадцать лет назад по телевизору о сексе впервые заговорили настолько подробно и откровенно, не выдумывая специальные названия для промежности. Тем более это был рассказ о сексе женщин «за 30», которым, чтобы получать удовольствие, даже не обязательно заводить отношения.

Но почему именно Саманта стала для нас воплощением секса? Героиня Ким Кэтролл — любимица зрителей, ролевая модель и персонаж, из-за отсутствия которого многие задумались, стоит ли смотреть перезапуск шоу.

Сексуальное удовольствие Саманты принимает некую форму освобождения. Женщина не ждет первого шага мужчины, а наоборот, сама берет все, что ей нужно. Не испытывая особых чувств, когда этот мужчина исчезает из ее жизни, а иногда даже выгоняя его самостоятельно.

Саманта — не абсолютный пример для подражания, но она транслирует здоровые ценности о любви к себе, уважении в отношениях и удовольствии — от секса, еды, походов в бары, общения с подругами и мужчинами. И даже если она часто не понимает своих подруг, то тем не менее принимает их — с мечтами о материнстве, решением оставить ребенка и ожиданием, что токсичные отношения с мистером Бигом все-таки окажутся сказкой.

Стереотипы о женщинах и отношениях

— Некоторые мужчины чувствуют угрозу со стороны деловых женщин и выбирают обороняться. Они говорят: «Вы слишком эмоциональны!»

«Сложные женщины» — так называют главных героинь в колонке NewYorker. До «Секса в большом городе» если главная героиня и была одинокой, она все равно виделась зрителю привлекательной, дружелюбной и никогда не унывающей. Кэрри, Миранда, Саманта и даже Шарлотта — скорее антонимы такого образа. Острые на язык, злые, самоуверенные, невыносимые, способные отчитывать мужчин и говорить о своих проблемах. Если пересмотреть сериал несколько раз, можно подметить, с каким количеством хейта и непонимания сталкиваются женщины — от сексизма и слатшейминга до неуважения к материнству и обвинений в мужененавистничестве.

«“Секс” смотрела ещё подростком в далеких 2000-х, после 23:00 по “1+1” — втайне от родителей. Тогда героини казались мне суперклассными, их рассуждения априори верными, а проблемы — серьезнейшими. Больше всего впечатляли идеи феминизма, самостоятельности женщин и свободы их выбора. Когда сериал вышел, время было другое и так спокойно об этом еще не говорили».

Ольга

«Отношение к сериалу было скептическим, думал, что он только для женщин и мне будет неинтересен. До просмотра я предположить не мог, что женщины тоже хотят секса, много о нем думают, разговаривают о нем. Понял, что это нормально, только когда посмотрел сериал. Я увидел, насколько женщины могут быть разными».

Сергей (имя изменено).

Во времена, когда роли женщин в сериалах были достаточно однотипными и пресными, «золотая четверка» изменила понимание женственности. Начиная от ярких разговоров на сложные темы и заканчивая бесконечными походами на бранч — спасибо «Сексу в большом городе», который заново изобрел этот прием еды и сделал его популярным.

Саманта говорит, что ее организм реагирует на брак рвотой. Шарлотта, наоборот, воспринимает замужество как главную цель своей жизни. Миранда выходит замуж за лучшего друга Стива, а идеальные отношения Кэрри с «мужчиной ее мечты» спустя годы начинают казаться токсичными и выматывающими.

«Взагалі було багато важливих деталей. Серія, як Керрі пукнула при містерові Бігу. Ти так переживаєш разом з нею цей сором — але це показують по телевізору і про це говорять. Багато сказано про те, що ти можеш висловлювати своє незадоволення — типу сексом чи побаченням. Я пам’ятаю, як Міранда була на якомусь побаченні, їй було нудно і вона така: “Мені треба годувати кота, папа!” Або суперніжний момент, коли містер Біг дав Керрі власну зубну щітку. Мені здається, що це формує ці моменти і в твоєму житті. Коли я зустрічаюсь із черговим хлопцем та заводжу в нього вдома свою зубну щітку, думаю: “Блін, ну це мило. Керрі, прівєт”».

Алина

За шесть сезонов «Секса в большом городе» зритель привыкает относиться спокойно к разным форматам отношений. Шоу стало одним из первых, показавших зрителям, что женщине не обязательно выйти замуж за первого встречного сразу после своего 30-летия. Замужество не определяет счастье — особенно если женщина не влюблена и не особо этого хочет. Любить можно свою карьеру, ребенка, маму и в конце концов подруг.

«Как быть одинокой женщиной в Нью-Йорке», — так описывает свою колонку журналистка Кэндес Бушнелл, которая написала книгу «Секс в большом городе» и послужила прообразом Кэрри Бредшоу. И хотя мы не из Нью-Йорка, мы, вроде бы, неплохо понимаем здешние проблемы и страхи женщин. Наверное, в этом и есть причина успеха «Секса в большом городе».

При написании текста использовались материалы из книги «Секс в большом городе. Культовый сериал, который опередил время. Как четыре девушки изменили наши взгляды на отношения и жизнь» Дженнифер Кейшин Армстронг. 

читайте также
Комментарии