Мария Варна
06 октября 2021

Выживание и детские игры. О чем сериал «Игра в кальмара» и почему его все обсуждают

Казалось бы, сколько триллеров в формате «игра на выживание» видел мир — начиная от «Пилы» и заканчивая «Кубом». Но 17 сентября Netflix выпускает «Игру в кальмара» — южнокорейский сериал-антиутопию с насилием, кровавым месивом и детскими играми — и меньше чем за месяц он занимает первое место по просмотрам в США, претендуя на звание самого популярного шоу Netflix за все время.

На Хэллоуин мы, скорее всего, увидим толпы людей в костюмах главных героев и еще долго будем листать миллион тиктоков или мемов о сериале. Избегая сюжетных спойлеров, объясняем, почему «Игра в кальмара» стала вирусным сериалом и почему вам, скорее всего, захочется его посмотреть.

Сюжет

«Игра в кальмара» — эдакая смесь «Голодных игр», «Черного зеркала» и оскароносных «Паразитов». Название происходит от популярной в Корее дворовой игры.

Главный герой, 47-летний Сон Ги-Хун — классический неудачник. Не особо умный, не особо красивый, очень бедный и очень азартный — настолько, что задолжал более 300 тысяч долларов. Кредиторы обещают вырезать у него почку, чтобы он мог расплатиться с долгами; у мужчины нет денег даже на подарок родной дочке, а о том, что нужно замочить тарелку после еды, ему до сих пор напоминает мама.

Все меняется, когда таинственный незнакомец предлагает Ги-Хуну сыграть в игру. Если он победит — получит деньги, проиграет — всего лишь пощечину. Герой играет, выигрывает и сразу же получает приглашение на новую игру с большим денежным призом. Положение Сон Ги-Хуна настолько жалко, что он соглашается на эту аферу. Мужчина садится в такси, а просыпается уже в некоем «лагере для взрослых» — все его соперники одеты в одинаковые костюмы, а вместо имен у них номера. Происходящее контролируют охранники, лица которых скрыты масками.

В игре участвуют 456 человек, каждый из которых по уши в долгах. На одной чаше весов — более 40 миллионов долларов и победа в игре, а на другой — жизнь. Чтобы победить и остаться в живых, участникам нужно пройти шесть традиционных детских игр.

Если ты нарушаешь правила игры — ты умираешь. Если ты не успеваешь закончить игру в срок — ты умираешь. Если ты проигрываешь игру — ты умираешь. Правда, об этом еще неизвестно людям, согласившимся на такой эксперимент.

Сериал представляет бесконечную череду кровавых убийств и насилия — от ранений разбитой бутылкой и до извлечения органов. Подобный «мрачняк» и честность, как ни странно, подкупают. Хотя зрителям еще предстоит разобраться, что страшнее: физическое насилие или безразличие друг к другу.

С каждой смертью денежный приз растет и, даже имея возможность прекратить игру, большинство людей выбирают остаться.

Картинка и антураж

Большая часть действия разворачивается в неизвестном здании — мы видим огромные комнаты-ангары, на фоне которых герои выглядят еще более ничтожно. На контрасте с жестокостью происходящего стены «игровых» выкрашены в стиле детских комнат — декорации в них нарочито дешевые, а цвета слишком яркие. На таком фоне большое количество убийств начинает казаться иллюзорным и ненастоящим. Ведь даже окружающий пейзаж — фейк, потому что просто нарисован на стене.

Главные персонажи очень фактурные: в наборе есть старик с опухолью мозга, беженка из Северной Кореи, нелегал из Пакистана, криминальный авторитет, обанкротившийся родственник Сон Ги-Хуна — настоящая знаменитость в их городке, ведь ему единственному посчастливилось окончить университет. Да еще и в Сеуле.

В сериале всего 9 серий. История развивается динамично, мы узнаем истории героев и понимаем, почему умереть в игре для многих из них — не такой уж плохой выбор.

Простая идея

Режиссер Хван Дон Хек написал сценарий к «Игре в кальмара» еще в 2009 году, но долгое время боялся, чтобы его идею не сделали слишком коммерческой — хотя, скорее всего, так и получилось.

«Я хотел создать рассказ, который был бы аллегорией к современному капиталистическому обществу. Что-то, что изображало бы соревнование за жизнь. Но я хотел, чтобы в нем присутствовали персонажи, которых мы встречаем в реальной жизни», — объясняет Хван.

Режиссер умышленно использует в сюжете именно простые детские игры — это сделано, чтобы зритель сосредоточился на персонажах, а не пытался запомнить или интерпретировать правила.

«Людей привлекает ирония — безнадежные взрослые рискуют своей жизнью, чтобы выиграть в детскую игру», — говорит режиссер.

Сюжет и настроение «Игры в кальмара» уже сравнивают с оскароносными «Паразитами» — южнокорейской комедийной драмой о социальном неравенстве. Власть денег, борьба за ресурсы, человеческая жестокость и безразличие, которые пытаются победить добро, — понятные тезисы для человека из любой страны.

Сериал транслирует универсальные и популярные темы: критика капитализма, а также исследование классовой тревожности. Ведь в отличие от других триллеров с турнирами на выживание, здесь каждый участвует в игре добровольно. Даже после того, как герои стали свидетелями ужасов и смертей, большинство из них возвращаются в игру — жизнь с огромными долгами оказалась не такой уж перспективной.

«Мы уйдем, но что изменится? Снаружи ничем не лучше, чем внутри», — резюмирует одна из героинь.

Вирусный контент

Популярность «Игры в кальмара» можно объяснить и тем, что Netflix опубликовали шоу с субтитрами на 37 языках. А из кадров сразу же сделали свежие мемы.

Сериал «несется» и в TikTok — особенно пользователям нравится повторять игры. TikTok даже сделал специальную маску с одним из испытаний: в нем вам предстоит вырезать фигурку из леденца. А заодно посмотреть, смогли бы вы выжить.

Гигантская девочка-робот, которая играет с участниками, тоже стала мемом — с ней в TikTok выложили уже около 400 тысяч видео. По сюжету она говорит «Красный свет, зеленый свет, 1, 2, 3», а затем оборачивается — игроки должны перемещаться по полю на «зеленый» и застывать в неподвижном положении на «красный», когда девочка смотрит на них. Кто пошевелится — ожидаемо умрет.

Интересно, что фигура девочки — реальна и существовала еще до создания сериала. Она стоит у входа в музей конных экипажей Macha Land неподалеку от Сеула. Скульптуру одалживали для съемок, а затем вернули на место — только почему-то без руки.

Интересно, что фигура девочки — реальна и существовала еще до создания сериала. Она стоит у входа в музей конных экипажей Macha Land неподалеку от Сеула. Скульптуру одалживали для съемок, а затем вернули на место — только почему-то без руки.

Корейская волна

«Игра в кальмара», скорее всего, станет самым успешным неанглоязычным шоу от Netflix. И это неудивительно, учитывая, что за последние годы мир накрыла корейская волна, или «халлю» — грубо говоря, весь мир теперь фанатеет от всего корейского.

В странах далеко за пределами Азии обожают BTS и Blackpink, а «Паразиты» становятся первым фильмом не на английском языке, который получает «Оскар».

На Netflix появляется отдельный раздел с корейскими дорамами — так называют сериалы или фильмы, которые выпускают в Азии. Посмотреть их можно буквально везде, а новые фильмы выпускают тысячами. Эффект от них сравним с чтением дешевых книг, купленных в пешеходном переходе, — много драмы, красивых героев и безумных сюжетных линий. Правда, в отличие от книг, дорамы запоминаются зрителю и находят продолжение в фанфиках или фанатских видео.

Мода на корейскую культуру, музыку и фильмы равна моде на нечто новое, экзотическое и полное свежих идей. Возможно, мир просто устал от Голливуда и американо-британского шоу-бизнеса. Так что «Игра в кальмара» вполне может оказаться звездным часом для корейского кино. Которое наконец-то стало максимально заметным.

читайте также
Комментарии