Феминистский лозунг (почти идентичный с «Мое тело — мое дело») выбрали в качестве названия не просто так. «Он говорит о том, что никто не вправе распоряжаться моим телом, моей жизнью, кроме меня самой», — говорит Маша. В гроте музея располагается несколько десятков скульптур, сделанных из мыла и гипса. Тут есть ростовые фигуры, бюсты, головы, руки и ноги, тянущиеся из стен. Каждый слепок сделан с фигуры самой Маши ее мужем. На многих мыльных телах видны следы от пуль. Художница сама расстреляла их из винтовки Мосина. Таким образом она повторила то, что произошло с «предками» скульптур в Донецке. В 2014 году их использовали в качестве мишеней.
«Это были боевики, они захватили арт-центр “Изоляция” в Донецке, в 2014 году. Человек, который руководил этим захватом, был постоянным посетителем этого арт-центра. Он прекрасно знал, чем я занимаюсь. Потом он дал интервью российским журналистам — они и рассказали мне про все. Я не могу ответить, почему боевики это сделали, но я знаю точно, что в своем интервью они назвали меня “дегенеративной и аморальной художницей”. Потому что мои скульптуры — презентация оголенного женского тела».
Баллистическое мыло, как рассказывает Маша, используют именно для тестирования оружия. Из него и созданы слепки.
Фигуры полупрозрачны, внутри у них находятся различные символические элементы: цветы, волосы, цепи, раковины, ключи, черепа или кровь. Это дань жанру живописи vanitas — натюрморту эпохи барокко, центром которого выступает человеческий череп.
«Так голландцы писали небольшие натюрморты, изображая срезанные цветы, убитую дичь, еду. Они говорили: “Помни, что ты смертен, а жизнь мимолетна и всегда очень хрупка”. Я продолжаю интерпретировать эти лозунги о хрупкости бытия через собственное тело. Я, как и все остальные, — всего лишь мыльный пузырь, который может в любой момент лопнуть».
Открытие выставки сопровождалось перформансом. «Актом каннибализма», как назвала его Маша. Художница съела несколько своих скульптур, заранее отлитых из шоколада.
Выставку можно увидеть с 19 июля по 30 августа 2019 года в гроте Одесского художественного музея. Стоимость — 50 гривен.
Фото — Иван Страхов.