28 октября 2016

Мурал на наши головы

Пока одесситы активно обсуждают появление очередного мурала в городе, киевляне устало вздыхают. Уже несколько лет жители столицы наблюдают, как изображения на фасадах их домов появляются, словно грибы после дождя.  Киевский искусствовед Ольга Балашова проводит ликбез для Маяка на тему того, почему муралы – это плохо, как отличить уличное искусство от публичного и что делать с неудачными изображениями на стенах.

Ольга Балашова – искусствовед, критик, кандидат философских наук. 

Ольга Балашова – искусствовед, критик, кандидат философских наук. 

Разница между граффити и муралом

Эти категории достаточно пластичные, я бы не стала загонять их в жесткие рамки.
Стрит-арт (граффити) – свободное творчество, несанкционированное властями. Художник готов к тому, что коммунальные службы могут закрасить его работу.
Паблик арт (муралы) мне больше нравится называть  работой с публичным пространством. Так правильней и отображает суть явления. Предполагается, что художник, прежде, чем что-то делать, должен получить официальное разрешение от городских властей.

Задачи публичного искусства

Главный акцент в любой работе с публичным пространством следует делать на коммуникации. Важно сформировать сообщество вокруг места, с которым работает художник, чтобы оно дальше развивалось независимо от воли автора. Публичное искусство – это не про создание объекта, который кому-то нравится или нет; а про то, как нам договориться между собой. Задача в том, чтобы сменить привычный взгляд на пространство, сделать публичным не то, что мы видим, а то, что за этим стоит. Нужно обратить внимание на вещи, которые кажутся не всегда очевидными.

«Берегиня», Киев, переулок Шевченко Мата Руда (Коста-Рика), проект Art United Us (Гео Лерос)

«Берегиня», Киев, переулок Шевченко Мата Руда (Коста-Рика), проект Art United Us (Гео Лерос)

Почему муралы могут быть проблемой

Решение о появлении муралов в Украине часто просто спускается сверху постановлением муниципалитета. Они преподносятся как подарок городу, без согласования с горожанами. Так и хочется ответить «Спасибо, не надо подарков».

Еще несколько лет назад я бы сказала, что муралы – это замечательно, если создавать их с умом и правильными авторами. Но сегодня я понимаю, что всё не так просто.

Бывает, что стены домов не представляют особой архитектурной ценности, но они, вместе с окружающими их домами, двориками, деревьями создают определенную экосистему. И вот на этих стенах появляются  изображения, которые полностью перестраивают городскую среду. Зачем это? Дворы в историческом центре, чаще всего, нужно просто очистить от мусора, посадить в них больше травы, убрать рекламу – и всё, это идеальное городское пространство!

The Impact Of Discovery («Импульс Открытия») Киев, Центр Культуры и Искусств Киевского Политехнического Института. Художник Аарон Ли Хилл (Канада, США). Проект Mural Social Club

The Impact Of Discovery («Импульс Открытия») Киев, Центр Культуры и Искусств Киевского Политехнического Института. Художник Аарон Ли Хилл (Канада, США). Проект Mural Social Club

Если говорить о спальных районах, то это очень агрессивная среда, она перегружена визуально. Как правило, добавить туда мурал значит усугубить ситуацию.

О конфликтах

Дискуссия о том, что является искусством, а что нет, уместна в музее или галерее – на территории искусства. Но если мы выходим в публичное поле, художник не имеет права ничего навязывать. Цель не в том, чтобы создать какое-то произведение или сделать художественный жест, а в налаживании коммуникации. Художник должен искать консенсус, если есть несогласные с проектом. Всегда можно создавать объекты, которые в принципе не могут быть оспорены. Например: рекреационная зона, зеленые насаждения, лавочки. Люди могут быть недовольными формой этих лавочек, но не самим фактом их появления, потому что это удобно для всех.

Что делать с неудачными муралами

Сейчас я бы вообще запретила муралы. Но проблема в том, что процедура их исчезновения не может быть такой же простой, как и появление.

Нельзя просто так взять и всё свернуть, если мы уже допустили подобное. Возможно, нужно доверить какую-то часть работы группе художников или активистов, чтобы они поработали над преобразованием муралов. Во всей этой истории мне нравится только одно: возникновение дискуссии, которое пробуждает чувство ответственности.

У многих горожан оно атрофировалось за годы советской власти, мы привыкли быть не субъектами, а объектами по отношению к городскому пространству. Возможно, сейчас, когда под видом «подарков городу» нас пытаются в очередной раз подвергнуть манипуляции, люди начинают понимать, что у них есть голос, есть право, за которое нужно бороться. Это постоянное ненахождение в какой-то одной точке баланса интересов будет нас двигать дальше. В итоге мы придем к комфортной среде с тротуарами без автомобилей  и парковыми зонами: для курящих и некурящих;  для людей с колясками, велосипедами, собаками – для всех должно быть публичное пространство.

Slight Presence of Transparency («Незначительное присутствие прозрачности», художник Elian (Аргентина). Проект Mural Social Club Киев, фасад киевской средней школы №219

Slight Presence of Transparency («Незначительное присутствие прозрачности», художник Elian (Аргентина). Проект Mural Social Club Киев, фасад киевской средней школы №219

Город как собственность

Всё это муральное нашествие инициировано не глупыми и не злыми людьми, я верю, что они действовали из самых лучших побуждений. Проблема в том, что их  инициативы – это выпячивание собственного «Я». Вместо коммуникации они  словно хотят присвоить себе город. И я думаю, такой корявый результат – как раз следствие того, что город раньше не принадлежал его жителям. У советских людей не было самого понятия публичного пространства, потому что оно предполагает не только определенные права пользования, но и обязанности.

Главное отличие между моим поколением и людьми старше – наличие либо отсутствие чувства, что ты можешь влиять на окружающую среду. Но сейчас, у нового поколения, получается что-то вроде другой крайности: присвою себе город и сделаю всем красиво.

«Долгая Партия» Одесса, ул. Отрадная 9, Марат ‘Morik’ Данилян (Россия) Проект Mural Social Club

«Долгая Партия» Одесса, ул. Отрадная 9, Марат ‘Morik’ Данилян (Россия) Проект Mural Social Club

Я знаю дом, где жила женщина, которая выставляла в парадном цветы на подоконник и за ними ухаживала. Нашлись и те, кто воровал цветы. Тогда она оставила записку, которой бы я выразила один из главных принципов работы с публичным пространством: «Люди, не воруйте цветы – они уже ваши!»

Комментарии