07 января 2019

Объясняем: что означают и откуда взялись рождественские ритуалы, еда и символы

Главная и общая черта атрибутов праздника Рождества, доживших до наших дней – это очень старые феномены духовной культуры человечества, часто намного более древние, чем само христианство. С одним исключением.

День Рождества

Все христиане считают датой Рождества 25 декабря, а фактически отмечают в другие дни (например, 7 января) потому, что используют другие календари. 25 декабря — потому, что на этот день в период зарождения христианства приходился день зимнего солнцестояния (сейчас – 22 декабря): в этот день продолжительность светового дня в северном полушарии начинает увеличиваться, что было хорошо известно людям уже тогда.

25 декабря ранее считалось днем рождения, например, Митры – божества еще из ведийской мифологии рубежа II — I тысячелетия до нашей эры, и зороастризма, культ которого переродился в период эллинизма и Рима. Культ Митры, кстати, процветал в Римской империи в I – III века, и дата христианского Рождества была выбрана в том числе и для того, чтобы заместить и вытеснить митраизм.

А еще это день рождения бога Томмуза (Шумер), Агни (Древняя Индия), Диониса (Древняя Греция), и день окончания сатурналий – торжеств в честь Сатурна в Древнем Риме.

Святой вечер, святки, дидух

У славян празднование Рождества совпало со Святками, от которых также переняло такие обычаи, как переодевание в животных и фантастических (мистических) существ, гадание, обильный праздничный стол: угощение должно было призвать достаток в следующем году. Святки – праздничные дни, пришедшие еще из языческого времени. В христианские времена этим дням тоже попытались придать «новое звучание», но это удалось не очень.

До наших дней Святки дошли в виде обычаев, которые уже мало кто помнит и понимает. Например, на Святой вечер (Сочельник, канун Рождества) делали дидуха – украшение в виде снопа колосьев ржи, пшеницы или ячменя. Это символ урожая и оберег (дух дідів, дух предков), который сжигают с наступлением весны, чтобы души предков могли вернуться на небо.

Каждый день святок символизировал месяц следующего года. Поэтому в эти дни надо веселиться (чтобы «задать тон» году) и можно гадать, хотя вообще церковь, как известно, против гадания.

Древнее мистическое значение святок заключается в том, что эти дни воспринимались как переломный период между уходом старого года и рождением нового, и в этом «разломе» появлялись различные духи и другие волшебные существа, к которым можно было обратиться, и при правильном поведении получить пользу, например, узнав что-то о будущем (гадание). Почему в эти дни? Потому что предыдущий сельскохозяйственный год закончился, а новый еще не начался.

Рождественская елка

Одна из самых старых и глобальных традиций (принятой не только у славян) — наряжать елку на Рождество. Связывают ее то с альтернативой срубленного дуба Одина, то с терном из венца Иисуса, и, скорее всего, это тоже дохристианский символ — потому, что на елку стремились установить свечи, фонари и блестящие предметы, что указывает на поклонение Солнцу.

Хотя еще одна версия говорит о том, что рождественская елка символизирует райский сад. А ее вечнозеленая хвоя — вечную жизнь.

В самом Евангелии нет прямого указания на то, что какое-то дерево имеет прямое отношение к Иисусу, — за исключением эпизода с ветками пальмы во время иудейского праздника поминовения мертвых. И во многих странах, где именно ель или сосна недоступны, христиане наряжают любые другие деревья.

Кутья

Кутью, более или менее сладкую кашу на основе разных видов зерновых, подают рождественским вечером, в Святой вечер (Сочельник), другое название блюда — сочиво. И в наши дни подается разная кутья на разные праздники и поминальные дни, на Святой вечер – Богатая кутья.

Кутья — зерновая каша (главные компоненты — пшеница, ячмень, вероятно позже рис, а еще мед, мак орехи, изюм) в самых разных видах сопутствовала развитию земледелия в IX — X веках.

Обычай подавать кутью с древнейших времен распространен у славянских народов. Название происходит от «кут», угол, — старинное слово, сохранившееся в современном украинском (другая версия – от греческого слова, означавшего «зерно»). Кутью ставили в угол перед иконами (когда иконы уже появились), причем оставляли на ночь, чтобы ее могли поесть духи предков, — это четко указывает на языческое происхождение обычая. А некоторые ученые считают, что происхождение кутьи стоит искать еще в неолите.

По крайней мере, нет сомнений, что в дохристианские времена кутья была частью культа ушедших предков, их пищей. Собственно, и сейчас с кутьей принято поминать ушедших родственников, она традиционно подается в поминальные дни, — хоть ее состав в эти дни не такой, как в праздники.

12 блюд

А этот обычай — подавать 12 постных блюд в Святой вечер — уже явно возник в христианскую эпоху и символизирует 12 апостолов (если не банально количество месяцев в году). Но число 12, конечно же, считалось важным не только у христиан.

Например, в том же митраизме адепт должен был пройти 12 испытаний – огнем, водой, жаждой, голодом и так далее, для достижения высокой степени посвящения.

Святки, кстати, тоже традиционно длились 12 дней, от Рождества до Крещения.

Вертеп

Это традиционное воспроизведение (не рисунок) из объемных фигур сцены рождения малыша Иисуса, более характерное для традиций западного христианства, чем православия. Здесь есть несколько обязательных персонажей – младенец Иисус, Дева Мария, святой Иосиф, волхвы, возможно – другие персонажи и еще животные.

Казалось бы, это чисто христианский феномен, но стоит вспомнить, что слово вертеп – устаревшее название пещеры. Ведь именно в пещере, согласно Библии, и родился Иисус. А пещера – очень старый образ, метафора, встречавшаяся в разных культурах: в первую очередь, вспоминается знаменитый Миф о пещере, аллегория, использованная древнегреческим философом Платоном примерно за 400 лет до новой эры (которая, как известно, отсчитывается именно от Рождества Христова). Давно замечено, что Миф о пещере и в целом учение Платона об идеях удивительно перекликаются с идеями христианства.

Колядки

Эти песни называли проявлением «народного христианства» у славян, которое стало переосмыслением все того же язычества. Интересны тем, что, в отличие от других атрибутов Рождества, колядки присущи именно православным славянским народам, а не западным христианам.

Существовали колядки для разных праздников в разные времена года, но сохранились только рождественские. Считается, что в текстах колядок сочетаются языческие и христианские смыслы, и вообще там присутствуют «магические формулы», призванные повлиять на высшие силы, – нечто среднее между заклинаниями волхвов и молитвами. Нам трудно судить об этом, но, конечно, хотелось бы, чтобы эта яркая и самобытная часть народной культуры сохранилась.

Напомним, что, один из самых узнаваемых символов Украины, «Щедрик» Николая Леонтовича, создан, предположительно, на основе старинных рождественских колядок.

Рождественский венок

Это самый новый рождественский символ, кроме того, о нем точно известно, как и зачем он появился, и кто был автором.

В 1839 году гамбургский лютеранский священник и теолог Иоганн Вихерн сделал венок из старого колеса телеги и установил на него свечи: 24 малых и 4 больших. Так Вихерн постарался ответить на бесконечные вопросы своих нескольких приемных детей – «когда же наступит Рождество?». Малые свечи зажигались каждое утро в дни перед Рождеством, по воскресеньям к ним прибавлялась большие.

То, что света в венке становится больше, символизирует все большее ожидание Рождества, да и само рождение Спасителя – свет, который он несет миру. Позже добавились и другие значения: зелень – вечная жизнь, круглая форма – мир, четыре свечи – четыре стороны света, и так далее.

 

Иллюстрации Алины Кропачовой

Комментарии