02 сентября 2016

Одесса в судьбе шедевров мирового искусства

Кто спас “Сикстинскую мадонну” Рафаэля, кто стал первым заказчиком Ренуара и кто позировал для одной из самых знаменитых картин Репина. Истории о похищении, спасении и создании шедевров – и как это все связано с Одессой.  art1 “Весной 1945 года мне выпало счастье участвовать в спасении от гибели бесценных сокровищ Дрезденской галереи”, — так начинается автобиографическая повесть “Семь дней” одессита Леонида Волынского. Волынский – это псевдоним, настоящая фамилия человека, который обнаружил и спас картины Рафаэля, Рембрандта, Рубенса, Джорджоне, Тициана, Ван Дейка – всего около двухсот работ старых мастеров – Рабинович. Он родился в Одессе в 1912 году, но большую часть жизни прожил в Киеве, окончил Киевский Художественный институт и затем работал в Киевском театре оперы и балета художником-декоратором. Явился в военкомат на следующий день после объявления войны, 23 июня 1941 года, и оформился добровольцем. Попал в Киевский котел, затем в немецкий плен. Сбежал, снова попал в плен, снова смог бежать и спасся только благодаря фальшивым документам на имя погибшего товарища. Спустя несколько лет, в мае 1945 года, оказался в Дрездене, разбомбленном англо-американской авиацией и представлявшем собой груду развалин. И там, в скалистых штольнях и старых замках, нашел сокровище, в том числе “Сикстинскую мадонну” Рафаэля.
“Присев на корточки, наугад – в первом попавшемся месте – протираю поверхность холста рукавом гимнастерки. И тут, будто в медленно оттаивающем окошке, появляется лицо.
Оно возникает, рождается из серой тьмы – некрасивое, мудрое, с широким утиным носом и добрыми, веселыми, так много умевшими видеть глазами. Знакомое, близкое, радостно улыбающееся, озаренное своим, особенным, неповторимым светом лицо. – Рембрандт! – кричу я что есть силы и, сорвав с головы пилотку, протираю весь холст”.  art3 Михаил Врубель, один из самых известных художников рубежа XIX—XX веков, прожил в Одессе пять лет; он учился в одесской Ришельевской гимназии, которую окончил в 1874 году с золотой медалью. Позже именно в нашем городе он начал работу над знаменитым “Демоном”. И даже планировал открыть в Одессе художественную школу – вместе со своим другом Валентином Серовым. Семья художника много переезжала: он родился в Омске, затем оказался а Астрахани, Петербурге, Саратове, снова Петербурге, а в конце 1869 года Врубели перебрались в Одессу, где отец Михаила стал судьей Военно-окружного суда Одесского военного округа. Основным источником знаний об этом одесском периоде жизни Врубеля являются его письма к старшей сестре Анне. И, судя по всему, наш город первое время не радовал художника:
“Подальше, в самом деле, от этой Одессы, которая своим коммерческо-индифферентным взглядом на все начинает-таки действовать разлагающим образом на мои собственные”.
Позже Врубель отправляется в Петербург, где заканчивает с золотой медалью юридический факультет, учится в Академии художеств, в мастерской Павла Чистякова, и переезжает в Киев, куда его пригласили расписывать и руководить реставрацией фресок Кирилловской церкви. В Киеве художник влюбляется, мучительно и безответно – в жену своего заказчика. И, желая избавиться от этого чувства, едет в Одессу, где начинает работу над “Демоном”. Вместе с Серовым они живут на Софиевской, 18, и об этом, втором “одесском” периоде жизни Михаила Врубеля, известно куда больше – в основном, благодаря письмам Серова. В одном из них он пишет: “Между прочим он (Врубель, – прим. МАЯКа) мне советует похерить Академию, переселиться в Одессу, там у них будто бы хороший кружок художников: Кузнецов, Костанди и т. д. и т. д., и будто бы хотят там устроить нечто вроде академии Джидэри в Риме (вероятно, знаешь) — ну да, это второстепенное, там на месте видно будет, а вот вопрос, как добраться туда”. В Одессе Врубель создает еще ряд работ, в основном набросков и акварелей. Портрет Кириака Костанди он создаст в свой третий, последний и самый короткий визит в Одессу, тогда он приедет в гости к родителям после поездки в Италию. art2 Шарлю Эфрусси, члену известной одесской банкирской династии, породнившейся с Ротшильдами, посчастливилось родиться младшим сыном в семье. Старшим пришлось возглавить фамильное дело — дед Шарля в середине XIX века являлся крупнейшим экспортером пшеницы из России в Европу, — а младший мог быть свободен в выборе занятий. И он выбрал искусство. Строчки из биографии одессита поражают: он стал одним из первых крупнейших коллекционеров работ импрессионистов, с большинством из которых дружил и которым помогал получать заказы от знакомых банкиров. Его частная коллекция включала работы Ренуара, Моне, Мане, Сислея, Писсаро, Дега, Моризо, – всего около сорока полотен. Он стал владельцем и редактором газеты «Gazette des Beaux-arts», сделав ее самой влиятельной в мире изящных искусств. Он собрал внушительную коллекцию японского искусства, включающую, в частности, 264 нэцкэ — ее судьба прослежена двоюродным правнуком Шарля, Эдмундом де Ваалем в его книге «Заяц с янтарными глазами».
Шарль Эфрусси изображен на одной из самых известных картин Ренуара «Завтрак гребцов» – в костюме денди и черном цилиндре он повернут вполоборота к зрителю.
Именно Шарль Эфрусси был первым заказчиком Марселя Пруста. Свое предисловие к переводу «Амьенской библии» английского писателя Джона Рескина Пруст начинает с посвящения: «Месье Шарлю Эфрусси, который всегда так добр ко мне». И, наконец, Шарль Сван, персонаж полуавтобиографического цикла из семи романов «В поисках утраченного времени», во многом «списан» именно с одессита — Шарля Эфрусси. art4 Недалеко от Одессы, в имении Степановка, в 1850 году родился художник Николай Кузнецов, член Товарищества передвижных художественных выставок и один из основателей Товарищества южнорусских художников. Несмотря на то, что Кузнецов два года был руководителем мастерской батальной живописи, нам больше известны его портреты – он создал самый известный ныне портрет Чайковского, писал Репина, Васнецова, Шаляпина. Картина художника “Спящая девочка” была приобретена императором Александром III. Обладая могучим телосложением, Николай Кузнецов по крайней мере дважды являлся натурщиком. Репин писал с него палача для картины “Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных”, его же можно узнать на знаменитейшей работе “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”.
Кузнецов здесь выступает “в роли” Остапа, сына Тараса Бульбы – на полотне он изображен с перебинтованной головой.
art5 Ночью 31 июля 2008 года из Одесского музея западного и восточного искусства было похищено полотно Караваджо “Поцелуй Иуды, или Взятие Христа под стражу”. Тогда это событие назвали самым крупным музейным ограблением в Украине, но причастные к похищению картины до сих пор не понесли за это ответственность, несмотря на то, что полотно было найдено спустя два года в Германии благодаря подставному покупателю-миллионеру и с помпой возвращено в Украину. Во всей этой истории до сих пор немало белых пятен – хотя бы тот факт, что некоторые эксперты считают: картина принадлежит кисти не Караваджо, а итальянского художника Джиованни ди Атилли. Судебное разбирательство, расследование и дорасследование, апелляция и повторное судебное разбирательство – за восемь прошедших лет процесс более чем затянулся, а все причастные к делу находятся под “подпиской о невыезде”. А сама картина считается вещдоком, поэтому ее невозможно ни отреставрировать, ни выставлять в музее. art6 Есть история о похищении, но есть и о спасении. 6 мая этого года в Одесской области были задержаны господа, пытавшиеся переправить в Молдову 17 картин. Картины оказались очень не простые, а именно, работы старых мастеров –  Рубенса, Тинторетто, Пизанелло, Карото и Мантеньи. Они были похищены из Museo Civico di Castelvecchio в Вероне еще 11 ноября. Шедевры были возвращены в Италию, а мэр Вероны Флавио Тоси пообещал каждому украинцу бесплатный вход во все музеи этого прекрасного города. Автор – Таина Федосеева. 
Комментарии