Так случилось, что Юрий Гагарин не является одесситом. Но в деле освоения космоса одесского было и так много – одессит создал двигатель «Востока-1», одессит мотивировал конструктора космических кораблей, имя одессита увековечено в единственной инсталляции на Луне, и даже та особая космическая еда в тюбиках – и та изготавливалась в Одессе.
1 апреля 1976 года был открыт астероид, получивший имя 2606 Odessa. Это крупный астероид, который можно найти в главном поясе астероидов – то есть области Солнечной системы, расположенной между орбитами Марса и Юпитера. Он был открыт астрономом Николаем Черных в Крымской обсерватории и назван в честь нашего города. Диаметр небесного тела — 15-33 км, а его средняя орбитальная скорость – 17,6 километров в секунду. “Своим” астероидом могли бы похвастаться еще Ильф и Петров: в их честь где-то над нашими головами несется 3668 Ilfpetrov.
Одесситу Валентину Глушко космонавтика обязана очень многим – от проектирования двигателей корабля “Восток”, на котором Юрий Гагарин совершил первый полет в космос, до создания орбитальной космической станции “Мир” и комплекса “Энергия-Буран”. Основоположник отечественного ракетного двигателестроения, Глушко является конструктором первого в мире электротермического двигателя и первых серийных отечественных жидкостных ракетных двигателей.
В своей автобиографии Валентин Глушко писал: “В Одессе я родился и провел половину детства, в этом близком моему сердцу городе, на Ольгиевской улице, в доме номер 10 прошло мое отрочество и наступила юность, здесь сложилось все, однозначно определившее цель моей жизни… Весной 1921 года я прочел “Из пушки на Луну”, а затем “Вокруг Луны”. Эти произведения Жюля Верна меня потрясли. Во время их чтения захватывало дыхание, сердце колотилось, я был как в угаре и был счастлив. Стало ясно, что осуществлению этих чудесных полетов я должен посвятить всю жизнь без остатка…”.
Сергей Королев, под руководством которого созданы многие баллистические и геофизические ракеты, ракеты-носители и пилотируемые космические корабли “Восток” и “Восход”, на которых впервые в истории совершены полет и выход человека в космическое пространство, о небе тоже мечтал с детства. И это была очень “одесская” мечта.
Еще совсем ребенком Сергей Королев впервые увидел нечто потрясающее – полет на аэроплане одессита Сергея Уточкина. “С этого и началось мое влечение к небу”, — позже вспоминал конструктор. В 1917 году семья Королева переезжает в Одессу, он учится в третьей мужской гимназии на Успенской, 1, а позже в Профтешколе, и все так же грезит небом.
В начале 1920-х в Одессе появился отряд гидросамолетов ГИДРО-3 Главного управления Военно-Воздушного Флота – туда Сергей Королев и попал, а через пару лет уже участвовал в работе первой конференции планеристов Одессы и представил проект своего первого планера в Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма.
Позже, как и Глушко, Королев попал под маховик репрессий, пройдя пять лет по трудному пути: Бутырская тюрьма, пересыльные тюрьмы, золотые прииски на Колыме, опять Бутырка, “шарашки” в Москве, Омске, Казани. Потом только освобождение и невероятных масштабов работа.
Недавно была опубликована стенограмма разговора Королева и Гагарина – за несколько минут до того, как последний отправится в космос:
Во время оккупации Одессы за попытку защитить родной город пятнадцатилетнего Жору Добровольского приговорили к 25-ти годам каторжных работ – будущий космонавт с друзьями сумел организовать партизанский отряд.
Мальчишки смогли раздобыть автоматы, пистолеты и даже несколько гранат. Пистолеты оставили у себя, а остальное зарыли в землю. Юных партизанов выследили, и в дом к Добровольским нагрянула полиция с обыском. Спрятать пистолет Жора не смог, поэтому целый месяц просидел в румынской тюрьме как партизан-подпольщик. 25 лет, а не расстрел он получил исключительно со скидкой на возраст. 19 марта, за несколько недель до освобождения Одессы, Добровольский сбежал – помогла мать, подкупившая тюремщика и товарищи по несостоявшемуся подполью.
В Одессе родился Всеволод Стратонов — один из лучших астрофизиков рубежа XIX и XX столетий и основатель Российского астрофизического института. С помощью сконструированных им астрографов он сделал более 400 снимков звездного неба и небесных объектов. В их числе почти 200 фотографий шаровых и рассеянных звездных скоплений, 85 снимков малой планеты Эрос, Млечного Пути, светлых и темных туманностей, переменных звезд и поверхности Солнца. Он установил, что каждый широтный пояс поверхности Солнца имеет свою скорость вращения.
В 1891—1892 годах Всеволод Стратонов работал астрономом в Одесской обсерватории, затем в Пулковской обсерватории, а с 1895 года стал первым гражданским сотрудником Ташкентской обсерватории. После революции астрофизик стал научным консультантом Наркомпроса по изданию научной литературы и возглавил физико-математический факультет Московского университета. Работал в МГУ недолго, поскольку выступил организатором забастовок профессоров – те были недовольны вмешательством властей в деятельность университета.
Проблему решили радикально – Стратонова арестовали, а в 1922 году выслали из страны. Последние годы он жил в Праге, из-за болезни глаз был вынужден оставить работу астронома-наблюдателя, но на собственные средства издал несколько книг по астрономии.
Любопытно, что изначально Всеволод Стратонов планировал стать юристом и даже проучился год на юридическом факультете Одесского университета, но в процессе разочаровался в “многоглаголии”. Поэтому на второй курс он поступал уже на физмат, декан которого удивлялся:
Первую в мире монографию про топливные элементы написал заведующий кафедрой физической химии в Одесском университете Оганес Давтян. Монография называлась “Проблема непосредственного превращения химической энергии топлива в электрическую” и была весьма прикладного характера: “элементы Давтяна”, как стали называть топливные элементы, в дальнейшем использовались в американских космических кораблях Gemini.
Fuel cell или топливные элементы — это “батарейка”, которая вырабатывает электричество из водорода или природного газа и кислорода воздуха. Ученые считают, что именно технологии топливных элементов позволят сократить потребление нефти. А предложения по созданию комбинированного электромобиля с биполярными аккумуляторами Оганес Давтян высказывал еще в 1968 году.
Ученый принципиально не вступал в ряды КПСС – это, и еще тот факт, что Давтян сотрудничал с американским журналом “Mathematical Reviews”, привело к тому, что имя Оганеса Давтяна больше известно за рубежом, нежели у нас. Даже несмотря на то, что именно он написал первый советский учебник по квантовой химии, изданный в 1962 году.
Одесский консервный завод детского питания в 1960-х годах прошлого века работал по особому государственному заказу, о котором распространяться не рекомендовалось. Потому что именно в Одессе выпускалось питание для космонавтов.
И если приготовить космические пастообразные борщ, мясо или что-то сладкое на десерт специалистам завода было не сложно – сказывался опыт производства детского питания – то с упаковкой возникли проблемы. О ее решении специалисты Одесского завода рассказывают так: “Долгие споры о материале “космической упаковки” привели к тому, что было решено выпускать питание в особой алюминиевой тубе. Чтобы “космический тюбик” не улетал в невесомости, одесситы со свойственным им юмором укомплектовали его тесьмой с петелькой.
У Одессы даже был свой “морской космический флот”. К Одесскому порту были прикреплены три научно-исследовательских корабля – “Космонавт Юрий Гагарин”, “Академик Сергей Королев” и “Космонавт Владимир Комаров”, которые могли из океана поддерживать контакт космических аппаратов с Землей.
Официальное название судов – научно-исследовательские корабли Службы космических исследований отдела морских экспедиционных работ Академии Наук СССР, всего их было 11. Но “Гагарин” был крупнейшим и мощнейшим судном в своем классе. В его задачи входило управление полетами искусственных спутников Земли и пилотируемых космических аппаратов, а также автоматических межпланетных станций. “Королев” относился к универсальным судам космического флота, в его задачи входило обеспечение оперативного управления космическими аппаратами за пределами зоны радиовидимости наземного автоматизированного комплекса управления и проведение исследования верхних слоев атмосферы и космического пространства. “Космонавт Комаров” тоже управлял космическими аппаратами, измерял дальность и скорость космических объектов, и обеспечивал связь с космонавтами.
С распадом Советского Союза все три “космических корабля” были списаны и проданы на металлолом.


Но до освоения космоса было еще далеко, Валентину Глушко еще предстоял арест и работа в “шарашке”, где он, кстати был главным конструктором, а Сергей Королев – его заместителем. В истории обоим “врагам народа”, было суждено стать главными конструкторами.А за запуск в 1957 году первого в истории искусственного спутника Земли Валентин Глушко получил свою первую Государственную премию и приобрел небольшую коллекцию картин — работы Ивана Айвазовского, Джозефа Бозе и Константина Коровина. Четыре полотна кисти Айвазовского он завещал Одесскому художественному музею – там их сейчас и можно найти.

“Королев: Там в укладке тубы: обед, ужин и завтрак. Колбаса, драже там и варенье к чаю. 63 штуки, будешь толстый. Гагарин, смеясь: Не, главное — колбаска есть, чтобы самогон закусывать.”

Отличился Георгий Добровольский и в Одесской специальной школе ВВС, где проучился четыре года. В характеристике Добровольского содержалось неожиданно поэтическое: “летал с упоением”.Потом было Чугуевское военное училище, служба в Военно-Воздушных силах СССР и вступление в отряд космонавтов. Одних лишь парашютных прыжков за семь лет подготовки Добровольский совершил 111. А 6 июля 1971 года Добровольский вместе с бортинженером Владиславом Волковым и инженером-исследователем Виктором Пацаевым отправился в свой первый космический полет. Первый и последний полет. Значок “Летчик-космонавт СССР” Добровольский так никогда и не надел – он выдавался только после посадки. Виной была разгерметизация корабля “Союз-11” – неожиданно открылся клапан выравнивания давления. На высоте 150 км давление внутри корабля упало почти до нуля, что за несколько секунд привело к смерти трех космонавтов. Неисправность не помешала кораблю выполнить миссию: “Союз-11” после почти 24-х суток в космосе благополучно спустился на Землю, доставив мертвый экипаж. Имя Георгия Добровольского увековечено в скульптурной композиции “Павший астронавт”, первой и единственной художественной инсталляции на Луне. Она была установлена 1 августа 1971 года командиром “Аполлона-15” Дэвидом Скоттом, рядом с нею воткнута в грунт табличка с именами погибших восьми астронавтов США и шести космонавтов СССР.

“Обычное дело, что математики не выдерживают и уходят на юридический. Но ваш обратный переход — первый в моей практике случай”.


Кстати, именно специалистам Одесского консервного завода детского питания принадлежит идея создания бушона (выпуклость на колпачке, которой прокалывается тюбик), которая сейчас широко используется в упаковке.Родилась идея в процессе решения проблемы открывания туб с «космической едой», ведь из соображений герметичности все они должны были быть запаянными. В результате обед в космосе выглядел следующим образом: космонавт привязывал к гермошлему тубу, прокалывал ее бушоном, ввинчивал в специальное отверстие в гермошлеме и выдавливал содержимое”.
