31 мая 2017

Отвечаем: правда ли, что посылки с товарами от известных брендов не пропустит таможня

Итак, вы заказали iPhone или кроссовки Nike в иностранном интернет-магазине. Но теперь многие говорят, что посылку можно и не получить. Разбираемся, есть ли поводы для беспокойства. The Senkovka checkpoint in Chernihiv region stands at the cross of borders of three countries: Ukraine, Russia, and Belarus. Всё началось с сообщений о том, что украинская таможня не пускает посылки с техникой от Meizu и Xiaomi по заявлению правообладателя. Вчера портал Opendatabot написал о том, что украинская таможня перестала пропускать посылки с товарами, купленными в зарубежных-интернет магазинах. Это якобы касается продуктов от известных брендов, перечисленных в таможенном реестре. Издание утверждает, что таким образом украинцы не дождутся покупок, заказанных за границей. Эту новость подхватили многие СМИ. Однако в пресс-службе Государственной фискальной службы объясняют, что таможня может не пропустить посылку только по требованию правообладателя или его представителя. Ограничения действуют, если продукция контрафактная или её происхождение нельзя установить. Все посылки проходят обязательную проверку, и правообладатель может определить, действительно ли товар оригинальный.
При этом в последние дни в законодательстве ничего не менялось. По словам директора Департамента организации таможенного контроля ГФС Алексея Василенко, такая процедура действует уже давно. Он опроверг информацию о том, что таможня получала указания запрещать физическим лицам ввозить товары из таможенного реестра.
Таможня действительно может приостановить оформление посылки, если подозревает, что нарушаются права интеллектуальной собственности (ст. 399 Таможенного кодекса Украины). Об этом сообщают правообладателю торговой марки, который должен отреагировать в течение 10 дней. Он может обратиться в суд или разрешить провезти посылку. Такая история зимой случилась с киевлянином Алексеем Павловским, который заказал себе пару кроссовок Nike в британском интернет-магазине. Алексей получил письмо от ГФС о том, что его посылку проверяют на нарушение интеллектуальной собственности. В результате представитель Nike подтвердил, что кроссовки оригинальные, и киевлянин получил свою посылку, хоть и с недельной задержкой. Получется, что в такую ситуацию в теории может попасть любой покупатель, заказавший из-за границы товар известного бренда. Это связано с принципом исчерпывания прав на торговую марку. Его суть — в том, что производитель продукта теряет право на его коммерческое использование после первой продажи. Например, человек, купивший кроссовки Nike, становится их новым владельцем. Он может перепродавать их дальше. Но в международной торговле появляются разночтения. В колонке для ain.ua их описывал основатель Hotline.ua Сергей Арабаджи. Он отмечает, что в украинском законодательстве принцип исчерпания прав четко не установлен. Этим могут воспользоваться правообладатели в Украине.
“Например, вы купили партию телевизоров в Словакии с целью продать их в Украине. Вы — собственник, но импортировать телевизоры не можете без разрешения производителя, который внес свое имя в этот реестр. На таможне ваш товар наверняка остановят, и начнется долгая процедура ожидания ответа”,  — объясняет Арабаджи.
Комментарии