24 августа 2018

Люди перекрыли проспект Шевченко из-за застройки Аркадии. Почему это важно

Участники вчерашней акции создали некоторое неудобство тем, кто, проезжая по проспекту Шевченко, потерял время из-за перекрытия. Но это неудобство — мелочь по сравнению с последствиями, о которых предупреждают протестующие.

Против чего протест

Вчера жители Аркадии и прилегающих домов при содействии активистов из общественных организаций устроили перекрытие проспекта Шевченко — в самом его конце, у площади 10 апреля. Перекрытие длилось немногим более часа, но вызвало большие пробки. Цель акции — выразить протест против застройки Аркадии и уничтожения в ней зеленых зон.
«Хаотичная, густая, повсеместная, без необходимых документов, геодезических изысканий, застройка высотными зданиями сейсмически неустойчивого Гагаринского плато, без соблюдения градостроительных норм, может привести к экологической катастрофе, мы просто можем провалиться под землю! Сейчас мы уже столкнулись с проблемой пробок на узких дорогах Посмитного, Генуэзской, Пионерской, Гагаринском плато, пер.Курортном, а при дальнейшей застройке и заселении мы получим транспортный коллапс», — говорится в заявлении протестующих.

Фото ОО “Национальный корпус – Одесса”

Еще протестующие возмущены тем, что строительство огромных новых жилкомплексов ведется без создания новых дорог, а также школ, поликлиник, спортивных объектов и парковок.

«Застроить все, срубить деревья»

Это не первое перекрытие по тому же поводу, — предыдущее было 9 августа. Активисты говорят о скором транспортном коллапсе, а некоторые считают, что он уже частично наступил и точка невозврата пройдена. Все потому, что Гагаринское плато быстро превращается в район типа Радужного с плотной высотной застройкой и отсутствием зеленых зон. Виноваты в этом как городская власть, так и люди — покупатели квартир в курортной Аркадии, считает программист, исследователь транспортной инфраструктуры Одессы Петр Обухов. Улучшить там транспортное сообщение практически нереально, уверен он: «Я пытался придумать, как избавить этот район хотя бы от пробок. Расширить улицы там невозможно — Посмитного, Генуэзская, Курортный переулок, Французский бульвар. Разве что посрубать все деревья, убрать трамвай и сузить тротуары — лично я против. Другие варианты — сделать там туннели или двухэтажные дороги.
Пока не произойдет полного коллапса, люди и власти не поймут, что так строить нельзя и покупать там жильё не нужно. Особенно забавно то, что сами протестующие живут в домах, построенных на месте бывших санаториев, где были сотни деревьев. Поэтому я считаю, что Гагаринское плато нужно застроить всё целиком. И срубить там все оставшиеся деревья. Может хоть так дойдёт», — утрирует Обухов.

Престижные смарт-ульи

Гагаринское плато было застроено санаториями, которые принимали отдыхающих со всего Советского Союза. Плотность размещения и транспортная нагрузка при этом была некритична, индивидуальный транспорт почти отсутствовал – добирались самолетом, поездом, автобусом и пешком. Но все помнят, как были заполнены пляжи, и это видно по старым фотографиям, напоминает председатель Ассоциации архитекторов Одессы Владимир Халин. «Возможно ли было сохранить функциональное назначение территории? Вряд ли. Дикий капитализм требует быстрых денег, а это дают сейчас малогабаритные квартиры в высотных домах, а не отели и санатории, которые долго окупаются. После снятия некоторых ограничений в ДБН, под красивым словом «смарт» появляются квартиры площадью 15 квадратных метров. Покупатели подобных квартир в большинстве своем имеют авто, которое с учетом подходов занимает 12 – 15 квадратных метров, а это уже те площади, которые будут изъяты из общественного пространства, так как нормы не обязывают обеспечивать жильцов паркоместом 1:1. На 10 тысяч человек на в ж/к Каманина есть лишь 500 паркомест», — говорит он.

Градостроительная западня

С градостроительной точки зрения Гагаринское плато изначально представляло проблему, указывает Владимир Халин. В любом приморском городе прибрежная территория наиболее ценная и поэтому постоянно уплотняется. Но в быстрорастущих городах третьего мира по береговой полосе прокладывают автомагистраль, как, например, в Панаме. В китайском городе Сямэни эстакаду возвели перед пляжем, и жителей это не смущает. Если они хотят жить возле воды и добираться оттуда до работы — терпят, привыкают. Но терпеть можно, если в принципе есть возможность проехать. «Высотное строительство возможно при квартальной застройке, где соотношение площади дорог к площади застройки не меньше 30%. То есть, если хотим жить плотно и в центре, как в Манхэттене, то надо членить территорию на квадратики, продумывать систему общественного транспорта — подземную (метро), надземную (монорельс), а не запираться в тупик по одной двухполосной дороге, как Генуэзская на Гагаринском плато», — подчеркивает архитектор. С учетом того, что потребительский спрос есть, а экономических предпосылок для строительства более качественного малоэтажного жилья нет, то будут расти высотки в тупиковых местах без развития инфраструктуры.
«С одной стороны весов – потребители, застройщики, власти, проектировщики с пониженной социальной ответственностью, а с другой — редкие общественники и примыкающие к ним уже не потребители, а «обманутые» добросовестные покупатели вида на «морэ», то есть местные жители», — говорит Владимир Халин.
Сочетание этих обстоятельств и создало градостроительную западню, в которую и угодила Аркадия. И выхода нет, пока хоть одна влиятельная сила — городская власть либо застройщики — не поймут, что нужно что-то менять. Автор фото Аркадии с высоты — Петр Обухов
Комментарии