06 сентября 2017

Понастраивают тут: история советской застройки Одессы

Вопреки устоявшемуся стереотипу, спальные районы — не исконно советское изобретение*. Прообраз “спальника” второй половины XX века появился еще во вторую индустриальную революцию, за век до хрущевок. Рабочие поселки при крупных производствах в Европе, правда, никак нельзя было сравнить даже с примитивнейшими хрущевками, не говоря уже о современных жилых комплексах. Там отсутствовали элементарные удобства, а жилье, пожалуй, было единственным социальным благом, на которое могли рассчитывать рабочие и их семьи. 1 И в капиталистических, и в социалистических странах жилищная проблема долго не разрешалась. Толчком к массовому жилищному строительству в СССР и на Западе стала Вторая мировая война. Гибель десятков миллионов людей и разрушение городов привели к огромным социальным изменениям. Города росли как на дрожжах — для их восстановления и развития промышленности привлекали крестьян. Естественно, новоприбывших жителей нужно было где-то селить. В послевоенные годы с горожанами-неофитами не церемонились — они жили в бараках на окраинах городов. Ситуация не изменилась и в 1950-х годах. Пока в центральных районах столиц строились парадные сталинки-”свадебные торты”, страна продолжала жить в землянках и бараках. Ситуация изменилась лишь после хрущевского постановления об излишествах в архитектуре. Отсутствие необходимости строить дома с пышными карнизами, башнями и шпилями позволило в краткие сроки “наклепать” тысячи и тысячи неказистых, одинаковых домов с отдельными квартирами, индивидуальными кухнями и ванными.

Черемушки на юго-западе

Пионером массовой пятиэтажной застройки в Одессе стал Юго-Западный жилой массив, или Черемушки. Оба варианта названия, как ни странно, заимствованы из тогдашней метрополии — Москвы. Черемушки, названные по первому советскому спальному массиву, появлялись в 60-е почти в каждом советском городе. А юго-западная часть Москвы в 1950-е была полигоном для испытания новых методов строительства. Спустя десять лет эту эстафету принял и одесский Юго-Запад. Новый район в самом начале 1960-х решили строить близ Фонтанов, на основе уже построенного поселка судостроителей. На обширном плато в южной части Одессы возник совершенно новый город, не похожий на центр и Молдаванку. Широкие улицы, залитые солнечным светом, простые и светлые дома, просторные дворы. Первые дома, как и одесские сталинки, строились из пиленых блоков ракушечника, добываемого в катакомбах. Затем строители перешли на бетонные блоки и кирпич, а с 1965 года — на панели. Менялся и подход к расположению домов — от устаревшего квартального, с домами по периметру и замкнутыми дворами до свободной расстановки зданий под углом к дороге. Таким образом создавались открытые городу и миру дворы, насыщенные солнечным светом и детским смехом. 3 Селились на юго-западе самые разные одесситы: строители, сотрудники многочисленных НИИ и Черноморского морского пароходства. Первые годы им приходилось испытывать определенные лишения. Несмотря на размеры, соответствующие какому-нибудь городу в области — 50 тысяч человек — жители Черемушек не имели ни дворца культуры, ни толковой больницы. Даже школы не поспевали за жилыми домами, и детям приходилось учиться в две смены. Такая практика была повсеместной в Советском Союзе. Сперва жилье, затем, через несколько лет — школы, а потом в течение десятилетий — все остальное: кинотеатры, больницы, магазины. Мол, квартира есть, а в остальных вопросах советский человек перебьется. Ожидаемо, что после ухода Хрущева с должности Черемушки были раскритикованы на местном уровне. В 1969 году Госархстройконтроль разгромил качество черемушкинских домов, которые пришли в неудовлетворительное состояние менее чем через 10 лет. Жаловались и жители — на отсутствие парков, торговых центров, на некачественное благоустройство дворов, которые разрывались по нескольку раз для прокладки коммуникаций.

Выше и выше

С 1968 года в Одессе начали строить “высотные”, девятиэтажные дома. До этого Черемушки были в основной массе пятиэтажными. С конца 1960-х архитекторы создают “акценты” в застройке, которые разбавили бы монотонность плоских Черемушек. Девятиэтажные башни строятся на улицах Филатова и Космонавтов. В начале 1970-х Юго-Запад оживляется высотками Укрколхозпроекта и Укрюжбиосинтеза. А в 1981 году Черемушки совершают очередной рывок — на Варненской улице появляются 16-этажные небоскребы. 2 Уже в 1980-х, при строительстве новых районов Таирово и поселка Котовского, некоторые ошибки градостроения прошлых десятилетий были исправлены. Архитекторы, в частности, знаменитый Григорий Лебединский, один из авторов Трептов-парка в Берлине, поработали над цветовым решением новых районов и над традиционными одесскими дворами. На Поскоте дома имеют свою цветовую гамму, корпуса закручиваются, образуя уютные замкнутые дворы. Но многие ошибки так и не были исправлены. Благоустройство хромает — некоторые дворы в районах 1980-х до сих пор не благоустроены, осталось множество пустырей. На свободных территориях, еще в советское время зарезервированных под общественные и торговые здания, возникают рынки и самострой. 4 Плановая экономика смогла обеспечить людей жильем, а остальные пространства жилых районов были оставлены на произвол судьбы. И ранний украинский капитализм их окончательно поглотил. Текст – Лев Шевченко. Иллюстрации – Марина Одайська. * Партнерский материал Маяка и микрорайона “Таировские сады”.
Комментарии