В рамках исследования ученые зарегистрировали в головном мозге умирающих людей активность, которая наблюдается у живых, когда они слышат звуки. В эксперименте участвовали 17 здоровых участников (контрольная группа) и 13 пациентов хосписа: из них восемь пребывали в сознании, а пять — без сознания и при смерти.
Каждому пациенту включали различные композиции из пяти нот. Одна состояла из зацикленного мотива, в других — изменялась высота тона или интервал. Подопытным, находящимся в сознании, предложили посчитать количество композиций с измененной структурой.
Пока участники эксперимента пытались обнаружить различия, исследователи искали два специфических типа мозговых сигналов, выявленных еще во время исследования 2009 года. Согласно ему, когда мозг фиксирует новый звук, возникает слуховая негативность рассогласования негативность рассогласования (НР) и комплекс P300, состоящий из двух импульсов.
Как пишет Inverse, первый импульс (P3а) возникает в промежутке между 200 и 300 миллисекундами после смены тона композиции. Второй (P3b) — примерно на 300 миллисекунде после смены тона, этот импульс осознанный.
У всех участников контрольной группы и большинства пациентов хосписа во время прослушивания композиции зафиксировали как НР, так и P3a. Аналогичная активность происходила и в мозге пациентов, находящихся в предсмертном состоянии.
По мнению авторов, это доказывает, что мозг продолжает фиксировать звуки в процессе умирания. Что же касается осознания услышанного, то только у двух пациентов, находящихся при смерти, зафиксировали незначительную активность P3b.
По словам старшего автора исследования Лоуренса Уорда, некоторые когнитивные процессы в мозгу умирающего могут продолжать функционировать. Однако пока сложно сказать, понимает ли умирающий смысл сказанных слов.
Превью — Sarah Jung.