Война и революция неизбежно отражаются на повседневной жизни людей, которые как могут приспосабливаются к подорожанию и исчезновению продуктов, активизации преступности другим «приметам времени».
В данном случае речь идет об Одессе 1917-1920 годов, и, рассматривая этот период, сложно удержаться от параллелей с днем сегодняшним. Об этом говорили участники круглого стола “Война и быт”, состоявшегося в Музее истории евреев Одессы «Мигдаль-Шорашим» в рамках выставки “Тихая” Одесса 1917-1920″.
Начался круглый стол с нового приобретения музея, – вручения подарка от одесского коллекционера Анатолия Дроздовского. Подарком оказался старинный ключ, историю и предназначение которого предстоит выяснить сотрудникам музея. С основным докладом выступил научный сотрудник музея Владимир Чаплин, модератором выступил директор музея Михаил Рашковецкий. 
Тема поддельного спиртного была в те времена актуальна как никогда. Так, встречаются заметки о конфискации различных алкогольных напитков, среди которых упоминается «ханжа» – напиток на основе денатурированного спирта, лака или политуры, денатурата спирта вина и водки (не имеющий отношения к одноименной китайской водке).
Встречаются заметки и о “люстрации” того времени. «Главного инженера фабрики Вальтуха “вычистили”» – уволили. Интересно, что после официальных писем от рабочих, которые настаивали на возвращении уволенного инженера, как хорошего специалиста, его восстановили в должности.
В те годы людей тревожили взлет цен на муку и мясо, бандитизм и болезни, что опять-таки “просит” провести аналогию с днями нынешними.
Иван Страхов


История того времени открывается нам в основном через публикации в газетах: количество изданий в те годы доходило до 300 (правда, многие газеты закрывалось, открывались вновь, меняли название).По словам сотрудников музея, людей, впервые приехавших в наш город, в первую очередь интересует “криминальная Одесса”. И в газетах того времени можно найти об этом немало интересного. Так, в печати встречается очень много заметок с просьбой к ворам, укравшим вещи – вернуть хотя бы документы и ценные фотокарточки. Напрашивается вывод: если люди тратили деньги на размещение такого объявления, то воры были грамотными и интеллигентными людьми, читавшими прессу, и на возвращение украденного был неплохие шансы. Интересная аналогия с современностью была подмечена участниками круглого стола. Дело в том, что в газетах встречаются статьи про “Еврейскую боевую дружину” которая стояла на страже города и предотвращала погромы. Характерно, что каждая новая власть в города пыталась разоружить дружину.
Кроме того, разные источники сообщают о существовании и других антипогромных сил: видимо, именно поэтому Одессе тогда погромов не было.


“1917 год сделал Россию свободной от свобод,трудно в наши дни оставаться оптимистом, но и пессимистом нельзя быть ибо хуже чем есть, быть не может, значит с этой надеждой мы вступаем в новый 1918 год.”, – говорится в одной из статей.








