По информации команды экопроекта «Батарейки, здавайтеся», только 1% всех батареек в Украине сейчас собирается в отдельные контейнеры и может отправиться на переработку. Проект существует с 2016 года и стремится запустить в Украине европейский формат, когда производители сами платят за переработку батареек. В прошлом году им удалось договориться о переработке с двумя заводами в Польше и Германии. «Эпицентр» и Watsons взяли на себя оплату переработки первых 55 тонн батареек, которые будут собраны в магазинах их сети. У них установлены контейнеры, в которые можно сдать использованные батарейки.
В конце 2019 года проект планирует отправить первые 40 тонн батареек из Украины на переработку за границу.
«Коли в минулому році ми запускали проект «Коробочки» та в цілому готувались до першого відправлення батарейок на гарантовану переробку в Європу, ми думали так: раптом щось піде не так, нам важливо мати 2 заводи-претенденти. Вивчивши всі (як ми думали) параметри 8 заводів-кандидатів, ми тоді зупинились на заводах Redux в Німеччині та Recupyl в Польщі, але реальність виявилась ще форс-мажорнішою, ніж ми думали», — пишут волонтеры на своей странице в Facebook.
В мае на заводе в Германии произошел пожар, и он временно отказался работать с малыми партиями. 20-60 тонн батареек из Украины — это очень маленький объем для него.
А польский завод отказался убрать штрафы за превышение отдельных типов батареек в миксе, который собирался отправлять проект. Сумма штрафа составляла в районе 1650 евро за тонну, что является неподъемной суммой для волонтерского проекта, который работает за счет благотворительных взносов. К тому же в Польше подорожал административный сбор за оформление разрешения на ввоз отходов. В 2019 году он достиг 3300 евро плюс НДС.
Фото со страницы проекта «Батарейки, здавайтеся» в Facebook.
Тогда волонтерам пришлось найти другой вариант, и они заключили договор с заводом в Румынии. Оказалось, что этот завод полностью отвечает их сегодняшним запросам: на нем меньше всего пыли по сравнению с другими заводами, у него лучше репутация, он находится ближе, здесь приемлемая цена за переработку, а стоимость разрешения ввоза отходов почти в десять раз меньше, чем в Польше. Кроме того, завод согласился убрать штрафы за небезопасные типы батареек в миксе.
Дата отправления фуры с первыми 20 тоннами батареек, по словам волонтеров, зависит от того, как быстро Министерство экологии и природных ресурсов Украины рассмотрит документы и даст разрешение на их вывоз для переработки в Евросоюз.
Пока в Украине нет своего завода по переработке использованных батареек или даже сортировочной линий, также нет и закона, который мог бы обязать производителей финансировать переработку. Но сейчас, по мнению волонтеров, важно не ждать юридических нововведений, строительства завода или линий сортировки, а отправлять на переработку те батарейки, которые уже собраны, потому что они текут, разлагаются и загрязняют почву.
Поддержать проект «Батарейки, здавайтеся» можно на сайте. Поддержку можно оказать единоразово или настроить ежемесячные благотворительные взносы.
На превью фото со страницы проекта «Батарейки, здавайтеся» в Facebook.