18 июля 2020

Советский лимузин на рельсах. Как ЗИМ стал дрезиной в Гайвороне

Автодрезина на базе советского автомобиля представительского класса ЗИМ ГАЗ-12 много лет проработала на Гайворонской узкоколейке. Ее списали в 2018 году — отправили в музей «Укрзалізницi», хотя машина была все еще на ходу. ЗИМ на всех фотографиях выглядит величественно и немного сюрреалистично. Рассказываем, как он оказался на железной дороге.

Помимо легковой модификации, популярной среди дипломатов и партийной элиты, ЗИМ адаптировали для работы в такси и «скорой помощи». Именно эти машины массово списывали в начале 60-х, а некоторые из них передавали в мастерские — там они должны были трансформироваться в автодрезину, чтобы обслуживать узкоколейку.

Для работоспособности автомобиля в новых условиях его тормоза заменяли на железнодорожные — колодочные. Они действуют только на задние колеса. Управляли тормозами с помощью руля: при вращении по часовой стрелке тормоза затягивались, против — ослабевали. 

Коробка передач устанавливалась от грузовика, а для того, чтобы дрезина ехала в обе стороны с одинаковой скоростью, в трансмиссию добавляли реверсивный редуктор — именно он обеспечивает эту функцию. Автодрезине понадобился дополнительный прожектор, в том числе и для движения задним ходом.

Дрезин-«ГАЗонов», как их называли работники железной дороги, изготовили несколько тысяч — все они с разными кузовами. В Украине сохранились только две — одна в закарпатском музее «Колочавская узкоколейка», причем в нерабочем состоянии, а вторая — до 2018 года была на службе в Гайвороне Кировоградской области.

Гайворонская узкоколейная железная дорога была построена еще в 1897 году и по сей день является самой длинной в Европе — ее протяженность 130 километров. ЗИМ, попав сюда, стал настоящей диковинкой для местных жителей. 

Два года назад руководство «Укрзалізницi» решило передать автомобиль в Киевский музей, чем вызвало возмущения многих сотрудников узкоколейки и активистов. 

Автомобиль был списан и все-таки стал музейным экспонатом. А в память о днях его работы остались эти фотографии.

Комментарии