Помимо легковой модификации, популярной среди дипломатов и партийной элиты, ЗИМ адаптировали для работы в такси и «скорой помощи». Именно эти машины массово списывали в начале 60-х, а некоторые из них передавали в мастерские — там они должны были трансформироваться в автодрезину, чтобы обслуживать узкоколейку.
Для работоспособности автомобиля в новых условиях его тормоза заменяли на железнодорожные — колодочные. Они действуют только на задние колеса. Управляли тормозами с помощью руля: при вращении по часовой стрелке тормоза затягивались, против — ослабевали.
Коробка передач устанавливалась от грузовика, а для того, чтобы дрезина ехала в обе стороны с одинаковой скоростью, в трансмиссию добавляли реверсивный редуктор — именно он обеспечивает эту функцию. Автодрезине понадобился дополнительный прожектор, в том числе и для движения задним ходом.
Дрезин-«ГАЗонов», как их называли работники железной дороги, изготовили несколько тысяч — все они с разными кузовами. В Украине сохранились только две — одна в закарпатском музее «Колочавская узкоколейка», причем в нерабочем состоянии, а вторая — до 2018 года была на службе в Гайвороне Кировоградской области.
Гайворонская узкоколейная железная дорога была построена еще в 1897 году и по сей день является самой длинной в Европе — ее протяженность 130 километров. ЗИМ, попав сюда, стал настоящей диковинкой для местных жителей.
Два года назад руководство «Укрзалізницi» решило передать автомобиль в Киевский музей, чем вызвало возмущения многих сотрудников узкоколейки и активистов.
Автомобиль был списан и все-таки стал музейным экспонатом. А в память о днях его работы остались эти фотографии.