01 июля 2020

Своя Италия. В Винницком соборе сохранились уникальные фрески в стиле барокко

Фресками, которым 200 лет, украшена паламарня Свято-Преображенского собора в Виннице — так называется помещение, в котором хранятся предметы и одежда, необходимые для проведения богослужений. Так как в паламарню доступ есть только у священнослужителей, прихожане храма увидеть фрески не могут. Уникальные изображения начали тщательно изучать всего год назад, но уже обнаружили много интересного.

Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title

История собора

Фото — Винницко-Барская епархия.

Фото — Винницко-Барская епархия.

Монахи-доминиканцы основали свой монастырь на месте современного собора в первой четверти XVII века. Позже он вошел в комплекс Муров иезуитов оборонных сооружений, построенных монахами.

Нынешнее помещение храма построили в 1758 году за деньги графа Михаила Грохольского. Архитектором проекта выступил Паоло Фонтана выдающийся зодчий с итальянскими корнями. Он построил несколько десятков костелов и монастырей на территории Центральной и Западной Украины.

До 1830 года храм был католическим, а после его передали православной общине. В советское время собор дважды закрывали: в 1930-м и в 1962-м. Он успел побывать и спортивным, и концертным залом.

Фрески собора

Фрески, которые находятся в основной части собора, современные. Аутентичные на стенах не сохранились, но некоторые их фрагменты можно найти в музеях — например, в Винницком областном художественном музее. Фреска иллюстрирует встречу Девы Марии с её двоюродной сестрой Елизаветой, ставшей матерью Иоанна Крестителя. Обе женщины, кстати, изображены в положении.

Фото — «Vежа».

Фото — «Vежа».

На месте утраченных старинных фресок на стенах собора петербургские реставраторы и винницкие художники создали новые. Это было в 90-х годах.

Фото — Винницко-Барская епархия.

Фото — Винницко-Барская епархия.

Изображения в маленькой паламарне относятся к дате строительства собора. Их авторство неизвестно. Исследовать уникальные изображения начали только в 2019 году.

Фото — «Vежа».

Фото «Vежа».

Все фрески изображают пять сюжетов из Святого Писания. Например, на одной из них Мелхиседек, царь Салима, выходит поприветствовать Авраама и выносит ему хлеб и вино. В ответ Авраам, принесший с войны добычу, отдает ему десятину. Считается, что этот сюжет символизирует таинство евхаристии (причастия).

Фото — «Vежа».

Фото «Vежа».

Аналогичное изображение Авраама в виде воина можно увидеть на полотне Рубенса.

«Встреча Авраама и Мельхиседека», Рубенс. Эрмитаж.

«Встреча Авраама и Мельхиседека», Рубенс. Эрмитаж.

На соседней фреске изображен Иисус Христос между колосьями и виноградом, сюжет также отсылает к обряду причастия.

Фото — «Vежа».

Фото — «Vежа».

Фреска «Тайная вечеря» также связана с причастием. На ней Иисус с кубком в руке изображен в окружении учеников.

Фото — «Vежа».

Фото — «Vежа».

Местные искусствоведы уверены: мастер, создавший эти фрески, продолжил европейские традиции барокко. Автор использовал технику «а секко» работу по сухой штукатурке. Именно в такой манере Микеланджело расписал Сикстинскую капеллу. 

Чтобы увидеть фрески внутри собора, нужно записаться на экскурсию. Обычным прихожанам заходить в паламарню запрещено.

Текст подготовлен по материалам «Vежа».

Комментарии