История собора

Фото — Винницко-Барская епархия.
Монахи-доминиканцы основали свой монастырь на месте современного собора в первой четверти XVII века. Позже он вошел в комплекс Муров иезуитов — оборонных сооружений, построенных монахами.
Нынешнее помещение храма построили в 1758 году за деньги графа Михаила Грохольского. Архитектором проекта выступил Паоло Фонтана — выдающийся зодчий с итальянскими корнями. Он построил несколько десятков костелов и монастырей на территории Центральной и Западной Украины.
До 1830 года храм был католическим, а после его передали православной общине. В советское время собор дважды закрывали: в 1930-м и в 1962-м. Он успел побывать и спортивным, и концертным залом.
Фрески собора
Фрески, которые находятся в основной части собора, — современные. Аутентичные на стенах не сохранились, но некоторые их фрагменты можно найти в музеях — например, в Винницком областном художественном музее. Фреска иллюстрирует встречу Девы Марии с её двоюродной сестрой Елизаветой, ставшей матерью Иоанна Крестителя. Обе женщины, кстати, изображены в положении.

Фото — «Vежа».
На месте утраченных старинных фресок на стенах собора петербургские реставраторы и винницкие художники создали новые. Это было в 90-х годах.


Фото — Винницко-Барская епархия.
Изображения в маленькой паламарне относятся к дате строительства собора. Их авторство неизвестно. Исследовать уникальные изображения начали только в 2019 году.

Фото — «Vежа».
Все фрески изображают пять сюжетов из Святого Писания. Например, на одной из них Мелхиседек, царь Салима, выходит поприветствовать Авраама и выносит ему хлеб и вино. В ответ Авраам, принесший с войны добычу, отдает ему десятину. Считается, что этот сюжет символизирует таинство евхаристии (причастия).

Фото — «Vежа».
Аналогичное изображение Авраама в виде воина можно увидеть на полотне Рубенса.

«Встреча Авраама и Мельхиседека», Рубенс. Эрмитаж.
На соседней фреске изображен Иисус Христос между колосьями и виноградом, сюжет также отсылает к обряду причастия.

Фото — «Vежа».
Фреска «Тайная вечеря» также связана с причастием. На ней Иисус с кубком в руке изображен в окружении учеников.

Фото — «Vежа».
Местные искусствоведы уверены: мастер, создавший эти фрески, продолжил европейские традиции барокко. Автор использовал технику «а секко» — работу по сухой штукатурке. Именно в такой манере Микеланджело расписал Сикстинскую капеллу.
Чтобы увидеть фрески внутри собора, нужно записаться на экскурсию. Обычным прихожанам заходить в паламарню запрещено.
Текст подготовлен по материалам «Vежа».