23 мая 2016

Немцы в городе: из истории судозаходов круизных лайнеров одной компании в Одесский порт

12 мая многие одесситы и гости нашего города не случайно решили совершить прогулку на Морвокзал. В тот день была чудесная весенняя погода, и главное – в наш порт зашёл первый в этом сезоне круизный лайнер. 0001

12 мая 2016 года. Одесский порт: Морской вокзал (фото: архив автора)

Как сообщал ранее МАЯК, в прошлый четверг рано утром в Одесском морском порту на 16 причале пришвартовался красавец-теплоход Еuropa 2. Флагман немецкой компании Hapag-Lloyd Kreuzfahrten (англ.: Hapag-Lloyd Cruises) ходит под мальтийским флагом и приписан к порту Валетты. 0002

12 мая 2016 года. Одесский морской порт, 16 причал: «Europa 2» (фото: архив автора)

0003

12 мая 2016 года. Одесский морской порт, 16 причал: «Europa 2» (фото: архив автора)

Europa 2 соответствует высочайшим стандартам класса «люкс», имеет «звёздность 5+» по самой престижной классификации Berlitz Complete Guide to Cruising and Cruise Ships. Современный (год постройки 2013, длина 225 метров, тоннаж 42000, скорость 21 узел) теплоход сочетает в себе классическую роскошь в отделке с новейшими технологиями по защите окружающей среды – системами уменьшения выхлопа окиси азота и очистки сточных вод, опреснительной установкой, системой разделения и предварительной переработки мусора). Europa 2 считается самым экологически чистым круизным лайнером в мире. 0004

12 мая 2016 года. Одесский морской порт, 16 причал: «Europa 2» (фото: архив автора)

На семи пассажирских палубах одновременно могут находиться более 500 туристов, для размещения которых предназначена 251 каюта площадью от 35 до 114 квадратных метров, каждая оборудована по последнему слову техники и имеет индивидуальную веранду с видом на море. На борту – семь ресторанов, концертный зал, кинотеатр и библиотека, площадка для гольфа и бассейн, места для занятий спортом и spa-процедур. Обеспечением комфорта туристов занимаются почти 400 человек: собственно, команда – офицеры и матросы, а также представители туристической компании, служба безопасности, музыканты и лекторы, тренеры и медики, повара, официанты и обслуживающий персонал. 0005

12 мая 2016 года, «Willkommen in Odessa!». Одесский морской порт, 16 причал (фото: архив автора)

Показателем класса судна может служить и стоимость круиза – день пребывания на судне стоит от 500 евро. В среднем, за 7-дневный круиз надо заплатить от 3500 евро, 10-дневный тур обойдётся не менее чем в 5000 евро (без экскурсий – они оплачиваются отдельно). 0006

«Europa 2»: схема расположения пассажирских палуб (фото: официальный сайт Hapag-Lloyd Cruises, www.hl-cruises.com)

Одесса стала четвёртым портом на черноморском побережье, в котором находился лайнер в этом году. Весенний 7-дневный круиз начался 7 мая и проходил по маршруту Стамбул (Турция) – Несебр (Болгария) – Сочи (Россия) – Одесса (Украина) – Стамбул (Турция). Следует отметить, что начиная с весны 2014 года, все зарубежные круизные компании отказались от традиционной программы, предполагавшей посещение крымских портов – Ялты и Севастополя. Политическая ситуация в регионе внесла свои коррективы в график и этого круиза: для гостей Europa 2 были запланированы три дня для «relaxation at sea» – морского отдыха во время переходов из порта в порт. 0007

7-14 мая 2016 года. Маршрут круиза «Europa 2» по Чёрному морю (фото: официальный сайт Hapag-Lloyd Cruises, www.hl-cruises.com)

Не совсем обычным стал в этом году и переход из Сочи: вместо запланированного захода в Одесский морской порт в 6 утра, теплоход пришвартовался к 16 причалу глубокой ночью. Причиной изменения графика движения стало самочувствие одной из пассажирок, резко ухудшившееся накануне вечером. Так как потребовалось вмешательство специалистов на берегу, Europa 2 полным ходом взяла курс на Одессу. Собравшиеся рано утром на Морвокзале фотографы были разочарованы – им так и не удалось запечатлеть заход первого в этом году лайнера в порт. Но главное, что уже ко времени швартовки судна, «виновницу» происшествия на причале ждала карета «Скорой помощи» и одесские врачи смогли оказать ей квалифицированную и своевременную помощь. 0008

12 мая 2016 года, «Утро Европы». Одесский морской порт, 16 причал: «Europa 2» (фото: архив автора)

Во время перехода из Сочи произошло ещё одно неординарное событие: встреча двух флагманов – немецкой круизной компании и Военно-морских сил Украины. По ходу следования в Одессу, обеспечение безопасности теплохода взял на себя фрегат ВМС ВСУ «Гетман Сагайдачный». Проконтролировав швартовку лайнера к причалу, украинский корабль ещё несколько часов находился на рейде и, успешно выполнив поставленное задание, взял курс к месту своей постоянной дислокации – к причалу Западной военно-морской базы в Практической гавани. 0009

12 мая 2016 года. Одесский морской порт, 16 причал: «Europa 2» и «Гетман Сагайдачный», следующий в Практическую гавань (фото: архив автора)

Как сообщила пресс-служба Морского порта (www.port.odessa.ua), на борту лайнера Одессу посетили более 300 туристов (большинство – граждане Германии). Программа их пребывания включала посещение Одесского национального академического театра оперы и балета, Успенского монастыря и Мемориала в селе Нерубайском, осмотр достопримечательностей в центре города. Приятно было видеть группы туристов, внимательно слушающих рассказы гидов о Дюке де Ришелье и Пушкине, или же пожилые пары, увлечённо фотографирующие Воронцовский дворец, Дерибасовскую и Горсад. Иностранные гости, многие из которых – люди уже «в возрасте», удивили прохожих и своей хорошей спортивной формой: на Приморском бульваре можно было наблюдать бабушек и дедушек, бесстрашно перемещающихся на сегвеях. Не осталась без внимания и команда судна, для которой в Одессе был организован баскетбольный матч и велосипедный тур. После возвращения с вечернего спектакля (в Оперном театре туристы увидели «Кармен-сюиту» и «Шопениану»), иностранные гости имели возможность ещё несколько часов полюбоваться ночным городом. В полночь светящийся всеми огнями лайнер взял курс на Стамбул. 0010

12 мая 2016 года, «Курс на Стамбул». Одесский морской порт: «Europa 2» готовится к выходу в море (фото: архив автора)

Визит 12 мая стал для Еuropa 2 четвёртым – и надеемся, далеко не последним – посещением нашего города. Уже вскоре после ввода в эксплуатацию, в том же 2013 году, 2 октября теплоход впервые зашёл в Одесский порт. В следующем 2014-м он швартовался на Морвокзале ещё дважды – 16 сентября и 8 октября. 0011

3 октября 2013 года, «Первый раз в Одессе». Морской порт, 19 причал: «Europa 2» (фото: архив автора)

0012

16 сентября 2014 года. Одесский морской порт, 15 причал: «Europa 2» (фото: архив автора)

0013

16 сентября 2014 года. Морской вокзал и «Europa 2» (фото: архив автора)

0014

8 октября 2014 года. «Встреча в Одессе». Морской вокзал: «Bremen» и «Europa 2» (фото: архив автора)

0015

8 октября 2014 года. «Традиции и современность». Одесский морской порт, 15 причал: «Europa 2» (фото: архив автора)

0016

8 октября 2014 года. Одесский морской порт, 15 причал: «Europa 2» (фото: архив автора)

0017

8 октября 2014 года. Одесский морской порт: огромный лайнер «Europa 2» и маленький, но незаменимый его помощник – водоналивной танкер «Родник» (фото: архив автора)

0018

9 октября 2014 года. «До новых встреч!». «Europa 2» покидает Одесский морской порт (фото: архив автора)

перебивка Для людей, интересующихся историей флота, названия уже сами названия лайнеров компании Hapag-Lloyd Cruises – например, «Europa» или «Bremen», – могут очень многое сказать. Ведь пароходы и теплоходы с такими именами вот уже почти два столетия бороздят морские просторы! А начиналась их история в середине XIX века, когда возникла необходимость создания регулярного грузопассажирского сообщения между Европой и Америкой. Тысячи людей, искавших счастья в Новом Свете и сотни тонн различных грузов уже не могли полагаться на волю ветра. Путешественники больше не желали доверять свою судьбу лихим капитанам парусных судов – ведь пересечение Атлантического океана было сопряжено с огромным риском, отсутствием комфорта и большими лишениями. К тому же, никто не мог предвидеть время, которое потребуется на преодоление огромных расстояний. Но уже вскоре на смену парусу пришли паровые двигатели и стальные корпуса. В эпоху развития капитализма именно пароходные линии стали наглядной иллюстрацией принципа: «спрос рождает предложение». 0019

Середина XIX столетия. Погрузка на судно, отправляющееся в Америку в западноевропейском порту (фото из открытых источников)

С 1840-х годов регулярные (и по расписанию!) трансатлантические рейсы первой начала осуществлять английская компания Сunard Line. Интересно, что фирма с таким названием продолжает свою деятельность и сейчас, являясь владельцем известных лайнеров-«королев» – «Queen Victoria» (неоднократно посещавшей Одессу в 2010-2013 годах), «Queen Elizabeth» (также заходившей в наш порт в 2013 году) и «Queen Mary 2». 0020

2010 год. Одесский морской порт: «Queen Victoria» швартуется к 16 причалу (фото: архив автора)

Вскоре в «битву за потребителя» включились и немцы: ведь выходцы из германских земель к середине XIX века стали одной из наиболее многочисленных групп в потоке переселенцев в Америку. В 1847 году в Гамбурге была создана компания Hamburg-Amerikanische Packetfahrt-Actien-Gesellschaft (сокращённо: НАРAG, или же – Hamburg-America Line), к концу XIX века ставшая крупнейшим пароходством Германии. Вскоре после этого, в другом немецком портовом городе – Бремене, в 1857 году появилась ещё одна компания такого же профиля, получившая название Norddeutscher Lloyd (англ.: North German Lloyd). Более столетия обе компании являлись непримиримыми соперниками. 0021

1870-е гг., Бремен, порт: Главная контора компании Norddeutscher Lloyd (фото из открытых источников)

Стараясь опередить друг друга в количестве судов, их тоннаже, размерах и скорости, наконец, просто «в борьбе за клиента», капиталисты вынуждены были улучшать и условия пребывания пассажиров на борту (в том числе, и для самых неимущих классов). 0022

Начало ХХ столетия, Хобокен (Нью-Джерси, США), суда компании HAPAG (фото из открытых источников)

Конкурируя и совершенствуясь, германские фирмы к началу ХХ века заняли лидирующие позиции на мировом рынке грузопассажирских перевозок. Не случайно, что именно германские лайнеры неоднократно поднимали на своих мачтах вымпел «Голубая лента Атлантики» – престижный приз за самый быстрый трансатлантический переход. Deutschlands größte Schiffe "Europa" und "Bremen" - am Pier des Norddeutschen Lloyds in Bremerhaven vom Flugzeug aus gesehen. Vorn die "Europa", welche am 19. März ihre Jungfernreise antreten wird, dahinter die "Bremen".

1930-е годы. Порт Гамбург: флагманы компании North German Lloyd, обладатели «Голубой ленты Атлантики» – «Europa» и «Bremen» (фото из открытых источников)

Следует отметить, что именно НАPAG, фактически и создали «концепцию» морских круизов: в январе 1891 года пароход «Augusta Viсtoria» совершил особый рейс, целью которого впервые была не перевозка пассажиров из одного пункта назначения в другой, а комфортный отдых и приятное времяпровождение в кругу равных себе. Этот Voyage продолжался 58 дней; судно посетило четырнадцать атлантических и средиземноморских портов. 0024

1891 год. Схема первого круиза «Аuguste Victoria» (фото: официальный сайт Hapag-Lloyd Cruises, www.hl-cruises.com)

Идейным вдохновителем рейса «Augusta Viсtoria» стал молодой руководитель компании Альберт Баллин, вместе со своей супругой, ставший первыми официальными «круизными туристами» (они же занимались и планированием досуга гостей на борту, и проведением экскурсий в портах). 0025

Конец ХIX столетия: Альберт Баллин и пароход компании НАРAG «Аugusta Victoria» (фото из открытых источников)

«Смелыми путешественницами» назвал 67 женщин на борту организатор первого круиза: ведь в то время посещение корабля дамами – не с целью перемещения между портами – считалось не только «экзотическим», но и просто даже «неприличным». 0026

1891 год. «Дамская комната», пароход «Аuguste Victoria» (фото: официальный сайт Hapag-Lloyd Cruises, www.hl-cruises.com)

Стоимость путешествия была весьма значительна – в современном эквиваленте, она выражалась в суммах от 28500 до 42800 евро. Однако расходы туристов и устроителей уже в скором времени окупились сполна: гости получили удовольствие и комфорт, а организаторы – бесценный опыт. 0027

1891 год. Капитан и офицеры парохода «Аuguste Victoria» (фото: официальный сайт Hapag-Lloyd Cruises, www.hl-cruises.com)

Однако, глобальные потрясения ХХ столетия – Первая и Вторая мировые войны – не могли не сказаться на развитии немецкого пассажирского флота. Во время войны, суда компаний HAPAG и North German Lloyd использовались для транспортировки военнослужащих или переоборудовались под плавучие госпитали. Бывшие лайнеры являлись мишенями для торпедных атак подводных лодок и авиационных бомб. Оставшиеся на плаву становились ценными объектами при исчислении репараций (которые Германия выплачивала странам-победительницам в ХХ столетии дважды). Представители старшего поколения, несомненно, помнят заходы белоснежных советских лайнеров Черноморского морского пароходства, с красной полосой на трубе, в Одесский порт в послевоенные десятилетия. Возможно, кто-то знает, что тот же дизель-электроход «Россия» (известный советскому кинозрителю по эпизодам фильма «Бриллиантовая рука»), – до 1945 года именовался «Patria» и принадлежал компании НАPAG. Другое их судно – «Magdalena», она же «Iberia», – с гордым именем «Победа», после войны работала на линии Одесса – Нью-Йорк, совершила первый советский круиз вокруг Европы, и даже возила полезные грузы на Кубу во время Карибского кризиса (а на палубе этого теплохода Андрей Миронов исполнил свою знаменитую песню «Остров невезения»). Ещё один «немец» – в своё время приписанный к порту Бремен с именем «Berlin», – стал «Адмиралом Нахимовым». Его последний рейс закончился трагедией в Новороссийске в 1986 году… 0028

«Berlin» – в будущем «Адмирал Нахимов» (фото из открытых источников)

0029

«Россия», бывшая «Patria» (фото из открытых источников)

0030

«Победа», бывшая «Magdalena» и «Iberia» (фото из открытых источников)

Прошли десятилетия после окончания Второй Мировой войны. Но, даже став «холодной», война не закончилась. Не завершилось и «противостояние» капиталистов – борьба за клиентов и за прибыль. Но во второй половине прошлого столения владельцы пароходов получили два ощутимых удара – с воздуха и из-под земли. Во-первых, развитие воздушного флота, предлагавшего немыслимые, даже в 1930-е – 1940-е годы, годы комфорт и цены, и главное – скорости перемещения между материками. А во-вторых, глобальный энергетический кризис 1970-х, – фактически, поставивший на рентабельности трансатлантического морского сообщения жирный знак «минус». Однако, белоснежные лайнеры от этого не прекратили свою жизнь, не перестали приносить удовольствие пассажирам и радовать жителей и гостей приморских городов. Вовсе нет! Просто они стали… другими! На смену рейсовым, к причалам стали швартоваться круизные теплоходы. 0031

1970-е гг. Очередная «реинкарнация» имени «Europa» (фото из открытых источников)

В 1970 году завершилось и более чем вековое соперничество двух германских лидеров – HAPAG и North German Lloyd подписали «мировое соглашение», объединившись под именем Hapag-Lloyd. Сегодня эта компания входит в десятку главных грузоперевозчиков планеты; под этим «брендом» ходят теплоходы и даже летают самолёты. После реструктуризации в 1998 году, «круизное подразделение» Hapag-Lloyd перешло в собственность международного туристического лидера – немецкой компании Touristik Union International (ТUI Group). С 2009 года контрольный пакет акций Hapag-Lloyd Cruises находится в руках частных инвесторов, осуществляющих достаточно независимую политику в бизнесе. Компания успешно продолжает славные традиции, заложенные Альбертом Баллином, – ведь не случайно, на их логотипе размещены цифры «1891» – дата первого в мировой истории морского круиза. 0032

ХХI век, Гамбург: «главный офис» компании Hapag-Lloyd Cruises (фото из открытых источников)

Следует особо отметить, что в отличие от большинства своих коллег по туристическому бизнесу, ещё в начале 2014 года начавших отменять заходы в украинские порты (а после трагических событий 2 мая в Одессе, вообще прекративших навигацию своих судов в Чёрном море), фирма Hapag-Lloyd Cruises выразила поддержку демократическим преобразованиям в Украине. Свою позицию немецкий оператор подтвердил на деле: все запланированные ранее визиты «оранжево-синих» в Одессу в 2014-2016 годах состоялись. 0033

2007 год. Одесский морской порт, «Europa» швартуется к 15 причалу. В 2002-2007 годах этот теплоход был частым гостем в нашем городе (фото: архив автора)

0034

26 октября 2008 года. Одесский морской порт, 15 причал: «С. Сolumbus» (фото: архив автора)

В настоящее время флот Hapag-Lloyd Cruises несёт четыре вымпела: помимо уже известной нам «Europa 2», это «Europa» (год постройки 1999, длина 198 метров, тоннаж 28890, скорость 21 узел; 204 каюты для 400 пассажиров; экипаж 285 человек; класс «5*+»), «Hanseatic» (год постройки 1993, длина 122 метра, тоннаж 8378, скорость 16 узлов; 92 каюты для 175 пассажиров; экипаж 125 человек; класс «5*») и «Bremen» (год постройки 1990, длина 111 метров, тоннаж 6752, скорость 15 узлов; 82 каюты для 155 пассажиров; экипаж 100 человек; класс «4*+»). 0035

2-3 ноября 2010 года. Одесский морской порт, 15 причал: ночная стоянка «Europa» в Одессе (фото: архив автора)

0036

2-3 ноября 2010 года. Одесский морской порт, 15 причал: ночная стоянка «Europa» в Одессе (фото: архив автора)

0037

2-3 ноября 2010 года. Одесский морской порт, 15 причал: ночная стоянка «Europa» в Одессе (фото: архив автора)

0038

3 ноября 2010 года. Одесский морской порт: «Europa» выходит в море (фото: архив автора)

Помимо них, в недавнем прошлом «на оранжево-синих цветах» ходили ещё два круизника. Первый из них, «C. Columbus» (год постройки 1997, длина 144 метра, тоннаж 15067, скорость 16 узлов; 197 кают для 400 пассажиров; экипаж 170 человек), – в 2012 году перешел в собственность другой, также немецкой туристической компании – «Plantours & Partner GmbH» и сменил своё имя на «Hamburg». 0039

10 октября 2010 года. Одесский морской порт, 19 причал: «С. Сolumbus» (фото: архив автора)

0040

10 октября 2010 года. Одесский морской порт, 19 причал: «С. Сolumbus» (фото: архив автора)

0041

10 октября 2010 года. Одесский морской порт, 19 причал: «С. Сolumbus» (фото: архив автора)

0042

10 октября 2010 года. Одесский морской порт, 19 причал: «С. Сolumbus» (фото: архив автора)

0043

10 октября 2010 года. Одесский морской порт, 19 причал: «С. Сolumbus» (фото: архив автора)

0044

17 октября 2012 года. Одесский морской порт, 15 причал: «Hamburg» – бывший «С. Сolumbus» (фото: архив автора)

Второй теплоход – «Columbus 2» (год постройки 1998, длина 180 метров, тоннаж 30277, скорость 18 узлов; 342 каюты для 684 пассажиров; экипаж 400 человек), – недолго ходил по морям и океанам с этим именем на борту. Сойдя со стапелей, «R One» в 2003 году был переименован в «Insignia» и получил себе новых владельцев – компанию Oceania Cruises. Побыв в аренде два года под флагом Hapag-Lloyd Cruises (2012-2014), лайнер вновь стал «Insignia». 0045

29 сентября 2012 года. «Сolumbus 2» заходит в Одесский морской порт (фото: архив автора)

0046

29 сентября 2012 года. Буксир «Булат» помогает швартовке «Сolumbus 2» к 15 причалу Одесского морского порта (фото: архив автора)

0047

29 сентября 2012 года. Одесский морской порт, 15 причал: «Сolumbus 2» (фото: архив автора)

Компания Hapag-Lloyd Cruises, позиционируя весь свой флот, как суда класса «супер-люкс», проводит и чёткую их специализацию: «Europa 2» – для туризма самой «высшей категории», «Europa» (а ранее, и оба «Колумба») – для семейного отдыха, а «Hanseatic» и «Bremen» – настоящие экспедиционные суда, которые могут ходить в недостижимых для других круизников широтах и принимают на борт любителей активного отдыха. 0048

«Bremen»: Антарктида, остров Данко (фото: официальный сайт Hapag-Lloyd Cruises, www.hl-cruises.com)

0049

«Hanseatic»: остров Южная Георгия, ледник Фортуна (фото: официальный сайт Hapag-Lloyd Cruises, www.hl-cruises.com)

0050

«Hanseatic»: Южный океан, море Уэдделла (фото: официальный сайт Hapag-Lloyd Cruises, www.hl-cruises.com)

О каждом вымпеле Hapag-Lloyd Cruises можно рассказать много интересного. Например, маленький «Bremen» в 2001 году с честью вышел из поединка с огромными океанскими «волнами-убийцами». Четыре года спустя со стихией пробовал бороться и «Hanseatic», правда, не столь успешно – получив пробоину, судно село на мель возле Шпицбергена (туристы завершили этот круиз перелётом). В 2008 году, из-за возможного захвата судна сомалийскими пиратами с борта «Columbus» также были эвакуированы все пассажиры и доставлены в конечную точку круиза – в Дубаи – на самолёте. В 2013 году, во время первого рейса по Чёрному морю (на следующий день после захода в Одессу), на глазах у сотен зевак, расположившихся на ялтинской набережной, «Europa 2» совершил навал на лоцманский катер (к счастью, обошлось без жертв). 0051

3 октября 2013 года, Ялта: навал «Europa 2» на лоцманский катер (фото: Илья Жирнов, сайт BSNews, http://www.blackseanews.net/read/71293)

0052

3 октября 2013 года, Ялта: навал «Europa 2» на лоцманский катер (фото: Илья Жирнов, сайт BSNews, http://www.blackseanews.net/read/71293)

В предыдущие годы тот, кто не ленился совершать прогулки на Морвокзал, мог увидеть все эти красивые «кораблики», пришвартованные к причалам Одесского морского порта. Надеемся, что мы ещё не раз с ними встретимся в гостеприимной Южной Столице! 0053

6 октября 2011 года. Одесский морской порт, 15-16 причал: «Hanseatic» (фото: архив автора)

0055

6 октября 2011 года. Одесский морской порт: «Hanseatic» и ещё один незаменимый помощник – лоцманский катер «Орлик» (фото: архив автора)

0056

6 октября 2011 года. Одесский морской порт, 15-16 причал: «Hanseatic» (фото: архив автора)

0057

6 октября 2011 года. Одесский морской порт, 15-16 причал: «Hanseatic» (фото: архив автора)

0058

6 октября 2011 года. Одесский морской порт, 15-16 причал: «Hanseatic» (фото: архив автора)

0059

6 октября 2011 года. Одесский морской порт, 15-16 причал: «Hanseatic» (фото: архив автора)

0060

8 октября 2014 года. Одесский морской порт, 19 причал: «Bremen» (фото: архив автора)

0061

8 октября 2014 года. Одесский морской порт, 19 причал: «Bremen» (фото: архив автора)

0062

8 октября 2014 года. Одесский морской порт, 19 причал: через несколько часов «Bremen» отойдёт от причала и выйдет в море (фото: архив автора)

0063

17 октября 2014 года. «На отдыхе»: второй визит «Bremen» в Одессу в том году (фото: архив автора)

0064

17 октября 2014 года. Второй визит в Одессу: «Bremen» швартуется к 15 причалу (фото: архив автора)

0065

17 октября 2014 года. Одесский морской порт, 15 причал: «Bremen» (фото: архив автора)

0066

17 октября 2014 года. Одесский морской порт, 15 причал: «Bremen» (фото: архив автора)

0067

17 октября 2014 года. «Bremen»: плавсредства для экстремальных экспедиций (фото: архив автора)

0068

17 октября 2014 года. «Не словом, но делом»: лучшее подтверждение поддержки нашей страны – заход иностранного судна в Одесский морской порт (фото: архив автора)

0069

17 октября 2014 года. Одесский морской порт, 15 причал: «Bremen» (фото: архив автора)

0070

17 октября 2014 года. Одесский морской порт, 15 причал: «Bremen» (фото: архив автора)

0071

23 апреля 2015 года. Одесский морской порт, 15 причал: «Europa» (фото: архив автора)

0072

23 апреля 2015 года. Одесский морской порт, 15 причал: «Europa» (фото: архив автора)

0073

23 апреля 2015 года. Одесский морской порт, 15 причал: «Europa» (фото: архив автора)

Автор: Сергей Березин перебивка 0074

Николай Ильич Маковецкий (фото: «Моряк Украины», moryakukrainy.livejournal.com)

P.S. Вскоре после визита в Одессу круизного лайнера «Europa 2» ушёл из жизни начальник Морского вокзала Николай Ильич Маковецкий (1950-2016). Занимая с 1999 года этот ответственный пост, он показал себя как знающий и талантливый руководитель, поставивший на качественно новый уровень работу всех служб и подразделений. Он пользовался безусловным авторитетом и уважением в коллективе, обладал прекрасными человеческими качествами и всегда служил примером для окружающих. Во многом именно благодаря его безустанной деятельности, за эти годы наш город стал настоящей «морской столицей» Украины. Редакция МАЯКа и автор статьи выражают искренние соболезнования родным и близким покойного.
Комментарии