Городское пространство

Революционный держим шаг: советские проекты перестройки центра Одессы

14 июня, 2018
Идеи более «рационально» и «современно» использовать городское пространство на протяжении десятилетий будоражили умы советских архитекторов, но, к счастью, воплотились в жизнь лишь немногие из масштабных проектов*. Например, здание на Дерибасовской, 15, построенное в 1968 году и известное как бывший ресторан «Братислава», было лишь первым этапом в проекте реконструкции главной одесской улицы. Сейчас сложно представить, что его описывали так: «Пожалуй, лучшим украшением Дерибасовской, гармонично вписавшимся в её архитектурный ансамбль, является построенное к 50-летию Октября массивное и вместе с тем изящное и красивое здание комбината «Юбилейный». Уже в 1969 году ресторан был переименован в «Братиславу», именно это название знакомо одесситам. В итоге на весь проект реконструкции не хватило финансирования, а главный архитектор Лариса Швальбина через несколько лет и вовсе эмигрировала в США. Один из самых ярких примеров советской архитектуры в самом центре города — построенная в 1962 году для сотрудников Морского училища хрущевка на Дерибасовской, первые этажи которой сейчас занимают рестораны. А ровно через десять лет на бульваре Жванецкого выросли три десятиэтажные башни — дома Черноморского морского пароходства, построенные по проекту известного архитектора Генриха Топуза. Их, в соответствии с духом времени, украсили огромными красными буквами наверху, каждый дом получил свое «имя»: «Ленин», «Партия» и «Народ». Три дома, кстати, были любимыми «жертвами» одесской шпаны и домушников. Первые любили кататься на лифте, а вторые знали, что здесь живут моряки, а значит, в квартирах должно быть много заграничных вещей. Но самую, пожалуй, радикальную идею преобразования сразу всего центра Одессы, выдвинул архитектор Григорий Лебединский. Он родился в городе Шпола Черкасской области в 1906 году, работал главным архитектором «Гипрограда» в Харькове, после войны восстанавливал мосты в Вене, разрабатывал интерьеры посольства СССР в Берлине и был одним из создателей советского мемориала в берлинском Трептов-парке. В Одессе Лебединский создал проект Дома культуры Политеха и, самое важное, он был одним из авторов проекта планировки и застройки сначала жилмассива Таирова, а позже поселка Котовского. В 1968 году он выдвинул на конкурс свой «Проект реконструкции центра Одессы» (спойлер — на конкурсе проект занял третье место). Еще в начале шестидесятых архитекторы пытались сохранить и реставрировать старые дома, но те уже тогда требовали зачастую капитального ремонта, который обходился слишком дорого. Один из примеров необычной на современный взгляд реставрации — полная перепланировка дома на углу Дерибасовской и Ришельевской, построенного в 1886 году по проекту швейцарца Эмилия Вея на месте гостиницы барона Рено, где останавливался Пушкин. Внутри он практически не отличим от типовой «хрущевки» — обычная парадная с сине-белыми стенами. Но это тоже было дорогим вариантом. А соображения экономии были на первом месте, к тому же было решено, что «старый фонд» не соответствует потребностям современного жителя советского города и градостроительным требованиям. И пресловутый «квартирный вопрос» тоже стоял весьма остро. В пояснении к необходимости проведения конкурса писали: «Развитие технического прогресса, изменение характера труда, новые формы общения и использования досуга людей требуют создания единого комплексного общегородского центра». В общем, проект Лебединого предлагал снести почти весь старый центр — судя по макету, не пострадал разве что Приморский бульвар, Театральная и Екатерининская площади и ближайшие к ним области. Ришельевская (тогда — Ленина) должна была стать центральной городской артерией, застроенной высотками — но по краям дома должны были быть еще выше, “для ритмичности картины”. На Соборной площади, ближе к Коблевской, планировалось возведение многоэтажной жилой башни — такие же должны были стоять на углу Софиевской и Конной и Новосельского и Сеченова, создавая архитектурную доминанту. Рядом с вокзалом — огромные дома-«клюшки». Карантинную балку засыпать, рядом — на месте Польской — разбить парк. На склонах планировалось создать спортивные сооружения, концертные площадки и летние театры. Фотографии макетов есть на сайте, посвященном Григорию Лебединскому, но для понимания ориентироваться приходится только на Потемкинскую лестницу и Дюка — дальше все выглядит совсем иначе и напоминает скорее типичный развивающийся спальный район. Было предложено еще несколько проектов реконструкции, куда более щадящих старую застройку, но тоже с 16-ти этажными высотками в центре Одессы. Спасением старой архитектуры стала все та же экономия. Масштабные проекты оказались нерентабельны и предпочтение было отдано частичной и поэтапной застройке. Но и эти проекты реализовались лишь наполовину. А в 1986 году архитекторы разработали уже совсем иные рекомендации: по созданию заповедной зоны и максимальному сохранению и реставрации исторической застройки. Центральное место в проекте уделялось Дерибасовской, ее предлагалось сделать пешеходной, на месте летнего кинотеатра «Комсомолец» создать центр досуга, а на территории Летнего театра открытую концертную площадку. Из всех идей этого амбициозного проекта удалось лишь сделать Дерибасовскую пешеходной, но и это решение изначально считали невозможным и чуть ли не сумасбродным. А на месте «Комсомольца» сейчас торговый центр «Европа». Как и прошлые проекты, этот тоже не выдержал испытания финансированием. Иллюстрации — Марина Одайська * Партнерский материал с Микрорайоном «Таировские сады».
Об авторе

Teги


Комментарии


Читайте также