09 февраля 2021

Только для умных. Как IQ-тесты превратились в форму тщеславия, и что с ними не так

«Smart is the new sexy», — говорит Ирен Адлер в «Шерлоке». Сегодня мир сходит с ума по умным — восхищается странной и гениальной шахматисткой в «Ходе королевы» и прощает Ганнибалу в исполнении Мадса Миккельсена его мелкие недостатки. 

Кажется, что интеллект и эрудиция превратились в образ, отчасти навеянный популярной культурой — харизматичный гений, который щелкает задачки, спасает мир и страдает от нехватки признания. «Другие не могут угнаться за мной», «Мне быстро становится скучно», «Иногда я чувствую себя одиноким в мире идиотов», — так звучат типичные фразы не только героя научной фантастики, но и обычного человека. А чтобы поразить окружающих, в ход идут IQ-тесты как подтверждение особого ума или даже участие в закрытых клубах. 

В январе 2021 года Дайал Сингх из Бирмингема стала самым юным членом интеллектуального клуба Mensa — вступительный IQ-тест она сдала, когда ей было всего 4. Девочка выучила алфавит в 14 месяцев и начала считать до 20 еще до того, как ей исполнилось полтора года. В тесте она получила 145 баллов — это высокий результат, учитывая, что у Альберта Эйнштейна 160 баллов. 

Сегодня Mensa — сообщество людей, чей IQ выше 132 баллов или 98% всего человечества. Название переводится с латыни как «стол» или «застолье». И это очень хорошо описывает деятельность клуба — встречи по интересам, игры и походы в кафе. Но принадлежность к группе умнейших — бесценна. 

Изначально в Mensa преследовали совсем другие цели. В 1946 году сообщество основали ученый Ланселот Уэр и юрист Роланд Берилл. Мужчины пророчили, что их организация сравнится по мощности чуть ли не с недавно появившейся ООН — будет спасать мир или хотя бы способствовать интеллектуальному развитию человечества. 

Журналистка Washingtonian Софи Гилберт описывает интересные факты из биографии создателей клуба в статье «Мой год в Mensa». Так, Берилл был австралийским эмигрантом и пытался поступить в Оксфорд, но получил отказ — амбициозный мужчина стал одержим лучшим учебным заведением Англии и познакомился с местным аспирантом Уэром. 

Они разговорились во время поездки в поезде и долго обсуждали сообразительность. Уэр был большим поклонником интеллектуальных тестов и предложил пройти один своему новоиспеченному другу. Австралиец показал блестящий результат и был очень доволен, что его похвалили. Тогда у Уэра и Берилла родилась идея: почему бы не собрать интеллектуальную элиту, чтобы она занималась мировыми проблемами? 

Сегодня среди членов Mensa можно обнаружить Квентина Тарантино, Джоди Фостер, Стивена Хокинга и еще с десяток мировых звезд. Но попробовать доказать свою принадлежность к «самым умным» может действительно каждый, заплатив всего около 40 долларов. 

Mensa признает результаты более 200 стандартных IQ-тестов — они в той или иной степени анализируют ваш словарный запас, знания, пространственные способности, память, скорость обработки информации и способности к математике. На сайте организации можно пройти пробный экзамен, чтобы проверить себя или иметь представление о вопросах. 

Важно понимать, что Mensa не создает собственных тестов, а предлагает тесты, созданные исследователями интеллекта. Их результаты ученые идентифицируют как общий интеллект, характерный для нормального человека. Основная загвоздка состоит в том, что высокий результат не обязательно говорит об исключительности — скорее, о более успешном прохождении опроса. Именно поэтому Mensa часто критикуют как организацию, созданную ради членства в ней. 

В США около 6 миллионов американцев имеют право вступить в Mensa, но не делают этого — возможно, причина кроется в том, что членство не дает каких-то преимуществ в карьере или учебе. Это просто кружок, где собираются разные люди, чтобы провести время вместе — далеко не всегда это связано с развитием интеллекта. 

«Mensa — это просто клуб. В моей группе мы устраивали вечеринки, где были игры, бесплатная газировка и закуски. Также есть региональные собрания, где вы живете в отеле, слушаете лекции, а затем танцуете, пьете, играете в игры или дурачитесь. Mensa — это не способ для решения мировых проблем. Это клуб для общения. Единственное, что никак не связано с общением, — это наставничество одаренных детей», — рассказывает Стив Пойнтер, член американского подразделения Mensa.

Члены организации — в большинстве своем обычные люди, по каким-то личным причинам посчитавшие такой досуг интересным. На этих собраниях не встретить академиков, голливудских звезд, нобелевских лауреатов или криптоинвесторов. Критики Mensa используют этот аргумент, чтобы подтвердить заурядность членов закрытого клуба, и обвиняют их в излишнем тщеславии. 

«Самое большое преимущество пребывания в Mensa — это право хвастаться. Членство получают самые элитные интеллектуалы, и единственный путь к нему — набрать балл в печально известном тесте на IQ», — саркастично пишет журнал Mental Floss.

Печальное прошлое IQ-тестов

Такой способ оценки интеллекта существует уже более ста лет, но первый IQ-тест изобрели не для измерения логики или потенциала человека. В 1905 году во Франции разработали тест Бине-Симона для выявления слабых детей, которым нужна помощь вне школы. По иронии судьбы, сам психолог Альфред Бине считал, что тесты IQ не пригодны для измерения интеллекта и не могут должным образом оценить креативность или эмоциональный интеллект. 

Со временем психологи усовершенствовали экзамен, добавили вопросы и обозначили некий средний уровень интеллекта. 

Как считает Стефан Домбровски, психолог из Университета Райдера в Нью-Джерси, изначально IQ-тесты задумывались ради блага, но позднее начали использоваться для дискриминации расовых групп. И в конечном этапе привели к принудительной стерилизации тысяч людей во время евгенического движения.

Евгеника — учение о селекции людей. Его целью было уменьшить количество «неполноценных» людей — с психическими заболеваниями, инвалидностью, представителей определенной расы. Евгенисты преследовали цель создать общество с идеальными генетическими показателями — об их идеях писал Адольф Гитлер, призывая стерилизовать «непригодных» для размножения людей.

 

В США IQ-тесты активно применялись для оценки способностей призывников на Первую мировую войну — результаты использовали для того, чтобы корректно определить, на какую должность подходит мужчина. Тесты активно использовали в американской системе образования для выявления талантливых или, наоборот, неспособных детей, которым нужна помощь.

Наряду с широким использованием тестов IQ в ХХ веке был распространен аргумент, что на уровень интеллекта влияет биология человека. Евгеники считали, что интеллект определяется расой и происхождением человека. Подтверждение своей теории они находили в результатах тестов — якобы они указывали на разницу в интеллекте между расами, а также людьми с высоким и низким доходом. 

Карл Бригэм, психолог из Принстона, в 1922 году утверждал, что американский интеллект снижается. Виной всему, по его мнению, иммиграция и расовое смешение. Чтобы решить эту проблему, он призвал ограничить въезд в страну и запретить браки между представителями разных этнических групп. 

В 1916 году американский психолог и исследователь Льюис Терман писал об испанских, мексиканских и индийских семьях следующее: «Детей этой группы следует разделить на отдельные классы. Они не могут овладеть абстракциями, но их можно превратить в эффективных работников. С евгенической точки зрения они представляют собой серьезную проблему из-за их необычайной плодовитости». 

В результате таких аргументов многие американские граждане были впоследствии стерилизованы. В 1927 году Верховный суд США легализовал принудительную стерилизацию граждан с отклонениями в развитии и «слабоумных» — они определялись по низким показателям IQ. 

Принудительная стерилизация на основании IQ формально продолжалась в США до середины 70-х годов, когда такие организации, как «Южный юридический центр по вопросам бедности», начали подавать иски от имени пострадавших. В 2015 году Сенат США проголосовал за выплату компенсации живым жертвам спонсируемых государством программ стерилизации.

IQ-тест правда измеряет интеллект?

Споры о том, что значит быть умным и можно ли измерить ум с помощью одного теста, продолжаются по сей день — как и способ интерпретации тестов на интеллект. Подобные дискуссии распространены как среди почитателей «больших мозгов», так и среди хейтеров кружков по типу Mensa. 

«Я считаю, что “парадокс Менса” дает больше информации о чрезмерном увлечении нашего общества тем, что связано с интеллектуальностью, чем о самих людях с высоким уровнем IQ. Начиная с Льюиса Термана и заканчивая Биллом Гейтсом разные люди пытались “вбить” в наши головы представление об огромной важности интеллекта. Поэтому, когда мы узнаем нечто, что ставит под сомнение это кредо, нельзя не почувствовать некоторого удовлетворения», — пишет Уильям Паундстоун в книге «Найти умного». 

Как считают исследователи, «культурная специфика» смещает тесты IQ в сторону среды, в которой они были разработаны — а именно западного сообщества. Это делает их потенциально проблематичными в условиях культурного разнообразия. 

Льюис Терман — человек, посвятивший исследованию гениальности всю свою жизнь. В 1926 году психолог отобрал группу детей, набравших высокие баллы в IQ-тесте. Несколько десятков лет ученый следил за их жизнью, тестировал, проводил интервью с уже подросшими «гениями» — многие из них действительно нашли хорошую работу, закончили Стэнфорд и стали успешными людьми. Одновременно с этим многие выбрали абсолютно обыкновенные профессии:  стали прачками, портными или уборщиками. Но Терман пришел к выводу, что одаренные дети имеют нормальное здоровье — в противовес мифу о том, что умный ребенок обязательно выглядит болезненно и слабо. 

По мнению психолога Стефана Домбровски, IQ-тесты имеют право на существование, если правильно их интерпретировать. Учитывая, что тест измеряет различные навыки — например, память, способ мышления, понимание речи, его можно использовать только для получения общих данных об интеллекте. Низкий показатель IQ не означает, что у человека нет талантов или способностей к чему-либо. 

Также ученый Стивен Пиантадози из Беркли считает, что результат экзамена на интеллект может меняться в зависимости от контекста. «IQ-тесты, как известно, чувствительны к таким вещам, как мотивация и подготовка. Если вы будете меньше стараться, вы получите меньше очков. Или если вы не будете знакомы со стратегией сдачи теста», — говорит он. «Я думаю, что было бы ошибкой говорить, что истинные способности можно обозначить, исходя из подготовки всего к одному экзамену».  

Фото — Social media week, Harward business review.

Комментарии