Как сообщает пресс-служба университета, «умная» многоразовая губка способна вобрать в себя объем нефти, в 30 раз превышающий ее вес, — почти 4 грамма. Ранее создавались губки, у которых этот показатель выше в три раза, но они проигрывают новому прототипу по другим параметрам.
Исследователи считают, что смарт-губка — недорогой и эффективный способ очистить морскую поверхность от нефтепродуктов, не навредив океанской флоре и фауне.
Секрет смарт-губки — в ее нанокомпозитном покрытии и углеродной подложке, которая состоит из олеофильного (притягивающего нефть), гидрофобного и магнитного слоев. Нанопористая структура губки выборочно взаимодействует с молекулами нефти, удерживая их в себе.
По словам ведущего автора исследования Виваяна Дравида, губка исправно работает при разных уровнях pH и солености воды. Собранную губкой нефть можно отправлять на переработку.
Сейчас существует несколько способов очистки океана от нефти: сжигание и сбор, разложение крупных пятен на мелкие капли химическими диспергаторами и сорбирование.
У каждого способа есть свои недостатки: сжигание увеличивает выбросы углекислого газа, диспергенты токсичны для морской фауны и флоры, сбор неэффективен в бурных водах, а сорбенты — стоят дорого и после использования сами превращаются в отходы, от которых нужно очищать воду.
Сейчас команда исследователей работает над смарт-губкой с похожими характеристиками (как они называют ее, OHM — oleophilic, hydrophobic and magnetic), которая будет впитывать остатки питательных веществ, например фосфатов. Это свойство пригодится для очистки загрязнений, формирующихся в результате сельскохозяйственной деятельности.
Разливы нефти в океане случаются ежегодно. Они негативно влияют на морскую и прибрежную экосистему, убивая морскую фауну и флору. И хотя за последние 40 лет количество нефтяных выбросов в океан сократилось, проблема остается актуальной.
По данным Международной федерации владельцев танкеров по предотвращению загрязнения (International Tanker Owners Pollution Federation), еще в 1970-х случалось около 25 масштабных разливов нефти ежегодно. Уже к 2010-му такое происходило в среднем меньше двух раз в год.
В Украине одним из последних крупнейших разливов нефтепродуктов можно назвать случай с бункеровщиком Delfi. В результате крушения судна у одесского побережья содержание нефтепродуктов в акватории превысило нормы в 90 раз.
Превью — Pinterest.