Фото – Archodessa
Что можно купить в нашем городе? Практически все. Возможно, кого-то разочарует запрет на продажу оперного театра, Воронцовского маяка или фонтанов на площадях. При этом список памятников культурного наследия, которые нельзя приватизировать, в Одессе совсем не большой. Их перечень утвержден Законом от 23.09.2008 года № 574-V. Все остальные строения могут находиться в собственности частных и юридических лиц. Как оказалось, даже внесение в этот список не всегда защищает памятники архитектуры: в нем до сих пор числится полуциркульное здание на Приморском бульваре, 7, а по факту оно в частных руках с 2006 года.
Перед покупателем памятника архитектуры всегда будет стоять нелегкая задача — найти баланс между потребностями бизнеса и бережным отношением к истории города, между законом и выгодой от инвестиции.
Новый владелец обязуется сохранять историческую и культурную ценность здания, обновлять его и поддерживать в надлежащем состоянии. Однако под охрану государства не всегда попадает здание целиком, историческую ценность могут представлять лишь его элементы: фасад, кровля, дверь, карниз, витраж или фреска. Что конкретно охраняется государством и делает памятник памятником, указано в паспорте памятника архитектуры.
Например, владелец полуциркульного дома, того самого, который нельзя купить, объяснил возведение мансарды именно тем, что предметом охраны являются только наружные стены здания, выходящие на Приморский бульвар.
Зачастую реставраторы в работе ограничиваются ремонтом фасада, не уделив внимания общему состоянию здания. Вот пример — доходный дом Новикова по адресу Бунина, 8.
Согласно девятой статье Закона Украины «Об охране культурного наследия», собственник обязан предоставить уполномоченным лицам полный доступ к объекту для контроля реставрационных работ. К сожалению, так происходит не всегда, а в результате у зданий появляются пристройки без разрешительных документов.
Дом Крыжановского
Дома с историей вдохновляют риэлторов на свободное творчество в рекламных текстах. Так здания обрастают не только мансардами и балконами, но и новыми легендами и неподтвержденными фактами для привлечения клиентов.
Это здание известно как дом Крыжановского, городского главы Одессы в период восстания на броненосце «Потемкин». Расположено на углу, поэтому имеет двойной адрес — Троицкая, 1/ Маразлиевская, 50. Построено в 1847 году архитектором Францем Моранди, стиль здания — историзм с элементами романской замковой архитектуры Англии. Это редкий стиль для Одессы, здание иногда называют «дом-замок».
«Монитор» показал, как это здание выглядело изнутри в 2017 году:
Дача Мищенко
В случаях, когда здание находится в плачевном состоянии, продавец может заказать дизайн-проект реконструкции для того, чтобы будущий инвестор смог наглядно представить все перспективы покупки. В таком проекте нет технических расчетов, но есть эффектные визуализации.
Дореволюционная дача Льва Мищенко располагается возле дачи Анатры по адресу Французский бульвар, 28/30. Вместе с домом площадью 1300 квадратных метров новый собственник получит и 0,3 гектара земли на Французском бульваре. Отмечается, что есть возможность увеличения площади земельного участка до 0,55 гектара.
Недвижимость Маразли
Знаменитая дача Маразли на Французском бульваре практически не сохранилась. Зато этот дом, который супруга Маразли, Мария Фердинандовна, получила в подарок от первого мужа, еще можно восстановить. Особняк был построен в 1890 году по проекту архитектора Феликса Гонсиоровского. Сейчас его адрес — Лидерсовский бульвар, 13.
Дом Магнера
Дом № 4 в переулке Чайковского известен как «доходный дом Магнера» и построен в 1904-1905 годах по проекту архитектора Леонида Чернигова (он же создал дом Руссова на Соборной площади).
Здание является объектом культурного наследия, памятником архитектуры и градостроительства национального значения, входит в состав комплекса «Приморский бульвар». При всем этом уже несколько лет дом находится в аварийном состоянии. По его фасаду проходит внушительная трещина.
«Большая Московская»
Гостиница «Большая Московская» построена в период расцвета отельного бизнеса в Одессе — ее возведение продолжалось с 1901-го по 1904 год. Примечательно, что ее реконструкция уже в XXI веке заняла почти 10 лет. А в период расцвета бизнеса сдачи в аренду смарт-квартир гостиница выставлена на продажу. Здание спроектировал архитектор Лев Влодек в стиле живописного модерна.
Особняк Марини
Дом № 3 на Приморском бульваре построен в 1824 году по проекту Джованни Фраполли (в некоторых источниках ошибочно указан архитектор Франц Моранди) в стиле классицизма. Его можно увидеть в фильме конца сороковых «Голубые дороги» — с навесом, который чудом сохранился до наших дней. В 2013 году для этого здания была разработана проектная документация с расчетом увеличения его этажности и надстройки мансарды. Будет ли она использована новым владельцем — неизвестно.
Дом купца Лерхе
Здание по адресу Приморский бульвар, 5 — одно из самых впечатляющих строений морского фасада города. Первоначально оно было сооружено в 1823-1826 годах по проекту Франца Боффо, а позже перестроено в стиле псевдобарокко. В 1892 году здание выкупил купец Лерхе. По его заказу архитектор Герман Шеврембрант добавил дому четвертый этаж и колонны на уровне второго этажа — чтобы не разрушать гармоничного сочетания с соседними более низкими домами. В 2010-х здание вышло из городской собственности.
Что нельзя делать владельцам памятников архитектуры:
В двадцать четвертой статье Закона Украины «Об охране культурного наследия» говорится о том, что изменения и дополнения памятника не должны нарушать его материальную аутентичность, элементы отделки, а также пространственную композицию улиц.
Части памятника нельзя изменять, заменять, менять их назначение, делать надписи и метки на здании или в границах его охранной зоны без разрешения Министерства культуры Украины или соответствующего органа охраны культурного наследия.
Размещение рекламы на памятниках архитектуры запрещено. Центральный орган исполнительной власти и районные администрации несут ответственность за согласование и размещение рекламных конструкций. Органы охраны культурного наследия обязаны запретить любую деятельность лиц, создающую угрозу памятнику.