25 июля 2017

В центре одесского лета: каким был ОМКФ-2017

22 июля состоялась Церемония закрытия 8-го Одесского международного кинофестиваля, на которой объявили победителей в трех конкурсных программах и обладателя Гран-при. Маяк решил записать, чем запомнится зрителям фестиваль в этом году. OIFF_2017-07-21_OIFF-2017 atmosphere_20170716-153846-01-shalamov_1500642722_7240

Кино

Сначала о том, ради чего вообще задуман кинофестиваль. 107 фильмов. В этом году программа включала в себя разнообразное кино, и зрителям было что обсудить с друзьями и знакомыми после показа. Любители легкого кино наслаждались мокьюментари (псевдодокументальное кино) «Король бельгийцев», обладателем Гран-при этого года, а для эстетов и ценителей артхауса показывали «Уровень черного» украинского режиссера Валентина Васяновича и австрийский фильм «По моему мнению». Украинское кино ворвалось в конкурсные и внеконкурсные программы ОМКФ. Никогда раньше его не было так много. В Международный конкурс попали 3 картины: «Уровень черного» Валентина Васяновича; «Январь — Март» Юрия Речинского, копродукция с Австрией; «Иней» Шарунаса Бартаса, копродукция с Францией, Польшей и Литвой. В Национальной конкурсной программе — бум документального кино: фильм «Dixie Land» Романа Бондарчука об одноименном детском оркестре и жизни детей — его участников, а также «Главная роль» Сергея Буковского, где он рассказал о своей матери, актрисе Нине Антоновой. Украинское короткометражное кино заполнило 8-й кинофестиваль так, что пришлось разделить программу на 3 показа. Катерина Горностай привезла свою новую «Сирень», кинокритик Станислав Битюцкий представил уже второй фильм «Завтра ты обязательно поправишься», а Светлана Шимко – фильм на актуальную тему декоммунизации «Ленинопад».

Даже если не обсуждать количество и качество украинского кино, стоит отметить, что на Церемонии закрытия ОМКФ в стране осталось много наград и Золотых Дюков.

Фильм-победитель Конкурса европейских документальных фильмов — «Главная роль» Сергея Буковского. Его мама Нина Антонова получила награду за лучшую актерскую работу в этом фильме. «Сирень» Катерины Горностай получила диплом ФИПРЕССИ как лучший украинский короткометражный фильм и специальную награду жюри Национального конкурса, а «Уровень черного» Валентина Васяновича признан жюри ФИПРЕССИ лучшим украинским полнометражным фильмом. «Dixie Land» Романа Бондарчука — лучший украинский полнометражный фильм по версии жюри Национального конкурса, «Выпуск’97» — лучший украинский короткометражный фильм. Для любителей проверенного кино было много интересных показов вне конкурсной программы: в новой фестивальной локации Зелёный театр показали «Ученика» Кирилла Серебренникова; аншлаговыми стали показы фильма Софии Копполы «Роковое искушение» (обладательницы Приза за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале – второй раз в истории женщина получает эту награду. Первой была Юлия Солнцева в 1961 году за «Повесть пламенных лет») и победителя Канн фильма «Квадрат» Рубена Эстлунда. В Фестивальном центре Родина очереди выстраивались на новый фильм «Кроткая» Сергея Лозницы.

Организация фестиваля

8-й ОМКФ немного изменился. Каждый год кинофестиваль демонстрирует, что существующие локации его сильно ограничивают. На многие показы зданий не хватает, а качественных киноплощадок в центре Одессы просто единицы. Кинотеатр Stella Artois переехал в Зелёный театр, что надо было сделать еще в прошлом году. Локация идеально подошла под вечерние бесплатные показы и нравится зрителям гораздо больше лестницы на Ланжероновском спуске, о чем можно судить хотя бы по количеству людей. Для зрителей, не попавших на какой-то аншлаговый фильм, сделали дополнительный показ в кинотеатре Cinema City. Логично, потому что жалобы в Facebook о том, что кто-то не попал на показ, стали какой-то неприятной нормой. Правда, до конца новая площадка не решила проблему и пока неясно, как кинофестиваль будет выходить из этого положения.
OIFF_2017-07-21_OIFF-2017 atmosphere_20170717-134849-kanivets_1500642747_7240
Генеральный директор МКФ «Молодость» Андрей Халпахчи и основатель театра «ДАХ» Владислав Троицкий.
Сердцем ОМКФ остается площадь с фуд-кортами перед Фестивальным дворцом, где можно переждать время между показами, обсудить фильм с его режиссером или актером, увидеть, как работают иностранные СМИ, или просто выпить что-то холодное. Оперный театр по-прежнему остается роскошным местом проведения Церемоний Открытия и Закрытия, на Потемкинской лестнице традиционно прошел показ классического кино. В этом году одесситы смотрели «Дамское счастье» 1930-го года в сопровождении симфонического оркестра и, впервые, оперной певицы Софи Фурнье.  

Красная дорожка

Который год невозможно понять людей, которые судят о фестивале по Красной дорожке. Для многих существует только два момента — Красная дорожка открытия и Красная дорожка закрытия. Всё. Между этими двумя событиями, по мнению этой категории людей, ничего не происходит. Обсуждение нарядов становится темой №1, которая еще долго не отпускает. Этот интерес подогревает большая часть местных СМИ, выпуская материалы с комментариями нарядов гостей. О культурных событиях в рамках фестиваля, о профессиональной секции, и даже о кино пишут редко и фактажно. Кажется, это и есть одна из причин, почему слова “Одесский международный кинофестиваль” и “Красная дорожка” стали неразделимыми синонимами, и кино уже никуда не помещается. P.S.: чиновники и их спутники в смешных нарядах, не соответствующих дресс-коду, никуда не делись. В этом плане Одесса стабильна.  

Гости ОМКФ

8-й кинофест сделал зрителям несколько сюрпризов. Два самых громких были почти в конце фестиваля. Фильм Сергея Лозницы «Кроткая» приехала представлять Лия Ахеджакова. Вторым громким сюрпризом стал приезд французской актрисы Изабель Юппер. Обладательница Золотого Глобуса, наград Каннского и Берлинского кинофестивалей, Изабель известна по ролям в фильмах «8 женщин» Франсуа Озона, «Пианистка» Михаэля Ханеке и «Она» Пола Верховена. На Церемонии Закрытия ОМКФ Юппер вручили «Золотого Дюка» за вклад в киноискусство. Также кинофестиваль посетила польский режиссер и председатель правления Европейской киноакадемии Агнешка Холланд: здесь она представила свой фильм «След зверя» и получила «Золотой Дюк» за вклад в киноискусство. Кстати, Агнешка выступила режиссером-постановщиком двух эпизодов третьего сезона в сериале «Карточный домик».
OIFF_2017-07-21_OIFF-2017 — Day 7_ highlights_20170720-203810-01-shalamov_1500625631_7237
Лия Ахеджакова перед представлением фильма «Кроткая» Сергея Лозницы
Еще больше громких имен было анонсировано до начала ОМКФ. В состав жюри Международного конкурса вошла немецкая актриса Сибель Кекилли, игравшая в сериале «Игра престолов». Главой жюри Национальной конкурсной программы в этом году стал Эйдан Тернер, – гном Кили из трилогии «Хоббит» Питера Джексона. Вместе с ним выбирал лучший украинский фильм арт-директор секции «Неделя критики» Каннского кинофестиваля Шарль Тессон. Неожиданным было появление писателя Сергея Жадана на ОМКФ. На фестивале он провел презентацию фильма «Ворошиловград» вместе с режиссером-постановщиком Ярославом Лодыгиным и актером Алексеем Горбуновым. Команда рассказала о том, как проходит работа над фильмом.  

Вместо заключения

Если бы не было Одесского кинофестиваля, что могло бы быть таким же масштабным культурным событием в Одессе летом? Ничего не получается вспомнить. Фестивальное кино в Украине тогда показывали бы только в небольших кинотеатрах Киева и на МКФ «Молодость». Одесса не получила бы современный жирный плюс в копилку своей туристической привлекательности. Украинской киноиндустрии сейчас тяжело представить отсутствие ОМКФ. Тут проходят основные премьеры украинского полно- и короткометражного кино, здесь собираются представители киноиндустрии со всей Европы на секции Film Industry Office и питчинг проектов. Для начинающих киношников предусмотрена программа лекций и творческих встреч. Смотрите кино, не судите Красную дорожку. До встречи на ОМКФ-2018.   Фото: пресс-служба ОМКФ.
Комментарии