Пропуска стали выдавать органы милиции «на излете» СССР (хотя, конечно, никто тогда не знал, что распад близок), в период руководства Юрия Андропова — в 1983 году.
Тот самый пропуск. Фото Игоря Панасюка.
Об этом рассказал на своей странице в facebook одессит Игорь Панасюк, которому тогда пришлось самому оформлять такой документ. Пропуск оформлялся для поездки в пограничную режимную зону, в которую в то единственное «андроповское» лето вошли большие территории на берегах рек и моря. «Режимной» стала и станция Солнечная (рядом с Каролино-Бугазом, перед мостом через Днестровский лиман) — именно там семья Игоря решила снять жилье на пару недель летом. «В районное отделение милиции требовалось подать заявление, попросить разрешить посещать курорт, сдать паспорт, после чего спустя недели две-три (наверняка, компетентные органы загружены и более важными делами) тебе выдавался такой пропуск в погранзону, на гербовой бумаге Гознака СССР, с водяными знаками, печатями и подписями», – рассказывает Игорь Панасюк.Юрий Андропов (1914 – 1984), председатель КГБ СССР (1967—1982), генеральный секретарь ЦК КПСС (1982—1984).
Документ, добытый таким непростым путем, в итоге автору так и не потребовался — никто его не проверял. Действительным пропуск оставался до конца 1989 года, а Юрий Андропов, как известно, умер в 1984.«Оказалось, генеральные секретари советской Коммунистической партии просто живут меньше даже своей глупости», – подводит итог автор.В «Правилах» на обратной стороне пропуска сказано, что он действителен при предъявлении паспорта.
Затока, 2015
Стоит напомнить, что в 1980-е пограничники патрулировали по ночам и пляжи в пределах Одессы – с этим сталкивались многие горожане. Напомним, – то, как выглядела Одесса и одесситы примерно в тот же период, хорошо показано на фотографиях Яна Берри, побывавшего в нашем городе в 1982 году.